В начале июля ВЦИОМ провел социологические исследования, позволяющие определить предпринимательскую активность россиян. Подавляющее большинство – 82% — никогда не пытались организовать свой бизнес. Из них половина даже не думала об этом, треть все-таки задумывалась, а 11% имеет неудачный опыт.
Среди россиян с высшим образованием вполне успешным свой опыт занятия бизнесом оценивает 18% респондентов, среди тех, у кого есть среднее специальное образование (техникум) таких уже лишь 10%, среди выпускников средней школы — 8%. Вообще не нашлось в успешном бизнесе тех, у кого неполное среднее образование.
По субъективным оценкам, стартовый капитал — самое необходимое для начинающего бизнесмена (82%). Затем в рейтинге необходимого следуют «связи» (44%), «предпринимательская жилка» (33%), «опыт» (29%), «специальное образование, знания» (23%), «оригинальная бизнес-идея» (13%), «вера в успех» (12%). Причем чем образованнее россияне, тем с большей вероятностью они назовут наряду со стартовым капиталом связи и «предпринимательскую жилку», в то время как малообразованные респонденты полагаются в равной степени на свой опыт и связи.
Большие финансовые затраты (27%) и бюрократия (20%) — главные проблемы на пути к организации собственного бизнеса. Москвичи и петербуржцы приблизительно в равной степени часто жалуются на значительные финансовые затраты (24%) и бюрократию (25%) при организации собственного дела, хотя больше всего о затратах говорят жители сельской местности (35%).
Каждый пятый житель обеих столиц (21%) также жалуется на коррупцию, тогда как в менее крупных городах и на селе на нее сетует лишь по 9-7%.