«Москва урезала выплаты»… «А я откуда знаю, как вам позвонить в ГАИ»… «Виновник аварии обязан присутствовать на месте, даже если это заяц»… Чего только не услышишь от страховых компаний, особенно когда речь идет о возмещении материального ущерба. Нередко приходиться сталкиваться с совершенно абсурдными «аргументами», откровенным хамством, а порой и мошенничеством. Как не сломать себе шею о подводные камни договоров и отстоять свои права? Автовладельцы со стажем Константин Долгов и Андрей Яковлев делятся собственным подходом к выбору страховой компании.
Простота оформления. Чего-чего, а дефицита страховщиков на рынке нет. Компании–гиганты соседствуют с маленькими фирмами, развитые сети с самостоятельными офисами, но основная задача и тех, и других, увы, не предоставить вам самые выгодные условия, а заработать деньги. В основе деятельности любого страховщика лежит получение прибыли. Только способы используются разные. Кто-то гонится за количеством клиентов, поэтому максимально упрощает процедуру оформления страховки. Предположим, вам предлагают уплатить небольшой страховой взнос. У вас автоматом должен возникнуть вопрос: соот-ветствует ли по размеру список документов, который нужно будет представить в случае аварии, и насколько реально получить необходимые бумаги?
Пример. Вы едете где-то в глубинке нашей необъятной Родины, до ближайшей деревни километров 300, неважно, в какую сторону. Вдруг из дремучего леса выскакивает непуганый цивилизацией заяц и — прыг вам на капот. Вы — по тормозам и прямехонько в вековую сосну. Вопрос – куда вы будете звонить, если на антенне телефона 0,0 делений? И куда вас пошлют сотрудники ГАИ в случае, если вам все же удастся залезть на вышеупомянутую сосну и поймать сигнал из космоса? Поверьте, не проверяя на собственном опыте: никто к вам не поедет. Соответственно, где вы возьмете необходимую справку?
Варианты. Выхода два. Или вы забываете о возмещении ущерба и всю оставшуюся жизнь тихо ненавидите зайцев, или инсценируете аварию где-то в зоне доступа сотрудников ДПС, а потом еще больше ненавидите зайцев, сидя за мошенничество в тюремных «покоях». Выбирать, по сути, не из чего, и этим активно пользуются страховые компании при составлении списка документов. Так, может быть, имеет смысл пойти в другую фирму и заплатить больший взнос, но получить адекватный перечень бумаг?
Мораль. Чем проще получить полис, тем сложнее получить деньги.
Полнота выплат. О надежности компании можно судить по ее выплатам. Не слушайте, что вам гарантируют, считайте, сколько вам платят. Вот скажите, есть разница между 20 и 70? Ответ, вроде бы, очевиден. Но у страховщиков другая арифметика. Даже если оценщик насчитал вам ущерб в одну сумму, не удивляйтесь, увидев на счете совершенно иную.
Пример. Жительница Рыбинска попала в ДТП. У иномарки, застрахованной по КАСКО, разбита фара, поврежден бампер и фародержатель. Эксперт оценил ущерб в 70 тысяч рублей. Владелица машины обратилась в страховую компанию, где ей учтиво сообщили, что сумма будет переведена на банковский счет. Обещание выполнили. Только чуть-чуть ошиблись с компенсацией. Всего-то на 50 тысяч. Но ведь остальные 20 честно пришли. Несогласная с такой математикой девушка потребовала разъяснений, на что получила аргументы, достойные
анекдотического чукчи – на фотографии видна только разбитая фара. Дескать, что вижу, то и оплачиваю.
Варианты. Согласиться с точкой зрения страхователя и чинить остальные поломки за свой счет, умоляя небеса, чтобы не случилось беды с двигателем, или брать заключение оценщика и идти в суд. Возможно, решение Фемиды, которое в 99 процентах случаев будет в вашу пользу, заставит страхователей быть более зоркими.
Мораль. Если можно не платить, значит, нужно не платить.
Быстрота выплат. Даже если вас клятвенно заверяют, что сумму ущерба переведут в полном объеме, это не значит, что деньги поступят вам завтра. Тут есть свои тонкости. Срок перевода нередко «забывают» вписать в договор, а если и пишут, то дополнительно снабжают его сноской-звездочкой, которую вы, естественно, не будете читать. И, естественно, зря. Там можно найти много чего любопытного и не совсем приятного.
Пример. После ДТП автовладелец принес все необходимые документы в страховую компанию и стал терпеливо ждать поступления средств. Неделя прошла, вторая, месяц, а денег все нет. Решил молодой человек поинтересоваться, по одному ли календарю со страховой компанией он ведет летоисчисление. Оказалось, что в справке из ГАИ неверно указано отчество виновника аварии, а так как документы были предоставлены с недостоверной информацией, с компании в этом случае взятки гладки. Побежал парень исправлять бумаги, принес пакет обратно и снова стал ждать. Через месяц история повторилась, только на этот раз ошибочка вышла с буквой в фамилии другого водителя. Даже не ошибка, а неразборчивая запись, что также стало поводом для возврата документов. В третий раз закинул бедолага бумажки в страховую. С чем придет обратно «невод», пока неизвестно. На вопрос, почему не сообщили о нелепых случайностях, получил ответ: «Мы не обязаны обзванивать клиентов».
Варианты. Купить годовой настенный календарь и методично зачеркивать даты каждый вечер или внимательно читать договор и требовать выполнения сроков. В соответствии с правилами, например, ОСАГО, принять решение о выплате страховщик должен в течение 15 рабочих дней и выплатить начисленную сумму не позднее трех рабочих дней с момента принятия решения.
Мораль. Без бумажки ты – букашка.
Условия договора. Помимо общих правил страхования, существуют еще «эксклюзивные» пункты конкретных страховых компаний, тем более, если вы оформляете КАСКО. Законодательно этот вид менее проработан и ограничен, чем страховщики и пользуются. Уточняйте, входит ли в понятие КАСКО угон, хищение и ущерб или только ущерб. Некоторые компании дают нечеткое определение этих понятий. На словах вам могут обещать возмещение ущерба хоть от лап Годзиллы, а на деле окажется, что для этого вам нужно принести сведения о прописке виновницы и ее характеристику с места работы. Пусть фраза становится избитой, НО! Читайте договор. И то, что написано мелким шрифтом, тоже.
Пример. На вас напали на улице и отняли автомобиль. Вы в расстроенных чувствах идете в страховую компанию, утешая себя, что машина застрахована, а вам сообщают, что вы не по адресу, так как ограбление – это не угон. Равно как поджог — не пожар.
Варианты. Выполните все требования страховой компании: забронируйте машину, поставьте спутниковую сигнализацию и ни за что не вздумайте эксплуатировать авто. Как вариант: досконально изучите договор и законодательство.
Мораль. Что написано пером, может заставить вас взяться за топор.
Рекомендации профи. Выбирая страховую компанию, не кидайтесь в первую попавшуюся. Если компания открыта для своих клиентов, условия страхования вы найдете без труда. Сравните предложения, обязательно расспросите знакомых, почитайте отзывы в интернете. Помните, что говорят про тех, кто учится на своих ошибках. Вы же не из их числа, правда? А если все же случилась неприятность, последуйте совету наших экспертов: обращайтесь в суд и в СМИ. Огласка – это самая действенная профилактика. Особенно, когда огласка адресная. А пара-тройка адресов у нас уже есть…