Спектакль закончился, и зал наполнился аплодисментами. Реакция кажется странной для этой постановки. Рыбинский зритель, пусть и считается благодарным, но подобными экспериментами явно не избалован.
Спектакль «За закрытой дверью» по роману Сартра вывел на сцену персонажи, о которых не принято говорить в традиционном обществе. Трус, детоубийца и лесбиянка. У каждого своя жизненная драма, но она ничто по сравнению с тем, что ожидает их после смерти. Герои образуют треугольник, вариантов его решения несколько, но ни один не устраивает всех троих. Они вынуждены сосуществовать в мучительной пытке, и каждый – жертва и палач одновременно. Шокирует многое: место действия, костюмы, декорации, сцены. Финал открытый. Если вы не любите разжеванное, шаблонное и поверхностное, этот спектакль для вас. Придется подумать, откинуть морализм и ханжество, столкнуться с собственными страхами, комплексами, а может быть, и тайными желаниями, которые доселе вы душили в угоду социуму. В общем, спектакль сотрясает. Кого-то от гнева, кого-то от восхищения, равнодушных нет точно. Поэтому казалось, что обсуждение спектакля будет бурным или хотя бы вызовет массу отзывов.
«Без грима» — проект театралов, возжелавших выйти к зрителю для совместного диалога. После спектакля актеры остаются на сцене и готовы ответить на вопросы публики. Что и предложила сделать собравшимся Мария Сельчихина, исполняющая роль детоубийцы Эстель. К трио актеров присоединился режиссер, он же главный новатор театра Антон Неробов. Если зал кто-то из зрителей и покинул, то уход остался незаметным, что усилило предвкушение оживленной беседы. Однако после предложения перейти к обсуждению по-висла пауза. То ли люди все еще находились под впечатлением от увиденного, то ли боялись оказаться объектом всеобщего внимания, то ли замерзли настолько, что не могли вымолвить ни слова. В зале было действительно очень холодно. А может, просто отвыкли выражать свое мнение. Впрочем, посетители балкона были лишены возможности задать вопрос: микрофон находился в партере, а кричать на весь зал как-то неловко. Наконец, одна из зрительниц решилась и сказала, что спектакль потрясающий. Ее подхватила еще одна дама, поделившись, что смотрит постановку в третий раз. Дарья Дворникова, играющая лесбиянку Инес, искренне удивилась, рассказав, что иногда с этого спектакля зрители уходят из зала. Неоднозначность восприятия подтвердила женщина в возрасте, ошарашенная постановкой. Беседа потекла. Люди интересовались режиссерскими задумками, декорациями, планами на будущее. Антон Неробов поделился: в декабре этот спектакль предстанет перед земляками Сартра. Актеров ждет Франция. Он тогда еще не знал, что на фестивале в Вышнем Волочке, спектакль потрясет жюри, и его работа получит гран-при. Закончилась встреча вопросом:
— Может, вы что-то хотите сказать в конце разговора?
— Мы вас любим! — улыбнулась Маша.
— Мы вас тоже любим, — неслось из разных уголков зала.
По личным ощущениям: хорошо, но мало. Хотелось подробностей о спектакле, мнения самих актеров, рассказа о работе над ролью, большей открытости, полноты ответов. А еще — микрофон на балкон.