Если продолжить тот фамильный ряд, который был обозначен в телепроекте «Имя России», вслед за именами: Петр I, Александр Невский, Ярослав Мудрый, Александр Пушкин, где-то пусть на 50-м, пусть на 100-м месте, должны стоять Михалковы. Но если к славе перечисленных великих мужей России уже ни добавить, ни прибавить, то в послужной список МихалкОвых можно будет вписать много чего еще. Примечательно, что эта известность приобретена в новейшие времена, то есть именно МихалкОвыми – литераторами и кинематографистами, а не МихАлковыми – дворянами и коллекционерами.
В память о Константине Михалкове в Рыбинском музее-заповеднике хранится икона с изображением Образа Нерукотворного Спаса. Это местная реликвия, посланница вечности, некая связующая нить, соединяющая Рыбинск древний с Рыбинском современным. На протяжении многих веков представители рода МихАлковых делали надписи на оборотной стороне – своего рода послание потомкам. Самая последняя надпись относится к концу XIX века. Согласно ей 29 августа 1881 года этой иконой Владимир Сергеевич МихАлков благословил своего сына Сергея.
Михалковы появились в Петровском под Рыбинском в 1708 году. Первым поселенцем был Петр Дмитриевич. Через некоторое время это место превратилось в настоящую дворянскую усадьбу. Первым из Михалковых просветителем, коллекционером стал Сергей Владимирович. Он окончил модный в то время Геттингенский университет в Германии. Дружил с Н.И. Тургеневым, А.И. Михайловским. Как известно, герой романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» был «геттингенцем» и был списан с одного из студентов того периода. Вполне возможно, что какие-то черты характера «приятеля Пушкина» были заимствованы у Сергея Михалкова. Много путешествуя, он привозил из разных стран скульптуры, живопись, книги, заложив основы будущей знаменитой михалковской библиотеки.
Сын Сергея Владимир окончил Дерптский университет. Единственный из русскоязычных студентов был удостоен по окончании учебы золотой медали. Его имя можно прочесть на памятной доске Тартуского университета. При Владимире Сергеевиче своими интерьерами и содержимым усадьба в Петровском приобретает специфически музейный вид благодаря целенаправленно подобранным коллекциям. Но особым увлечением Владимира Сергеевича было коллекционирование книг. В справочнике «Частные библиотеки в России» за 1911 г., например, говорилось, что при В.С. Михалкове петровская библиотека насчитывала уже около 50 тысяч томов книг. Коллекция изобразительных материалов составляла 20 тысяч листов. За эти годы МихАлковы обзавелись значительным фотоархивом.
Газета «Русские ведомости» в некрологе памяти В.С. Михалкова в 1900 году писала: «Даровитый от природы, высокообразованный, внимательно следящий за новостями науки, литературы и искусства, чуткий ко всему прекрасному, всегда приветливый и тонко деликатный, В.С. с какой-то врожденной брезгливостью сторонился от всего нравственно-сомнительного, всего грубого и резкого, но и всего носящего печать обыденной пошлости, мелких личных интересов. «Старый дерптский студент», так любил он называть себя, с честью прошел до конца свой жизненный путь, не потеряв в долгой дороге ни одного из тех прекрасных качеств ума и сердца, которыми он был наделен».
Сын Владимира Сергеевича Сергей Михалков стал последним из мужчин рода «петровским» обитателем. Он был женат на Агриппине Владимировне Волковой, по первому браку – Страшкевич, принадлежавшей к древнему русскому дворянскому роду. Он был неплохим рисовальщиком и во многом продолжил дело своего отца. Вместе с тем он остался в памяти многих россиян как даритель. В 1901 году он пожертвовал Ярославской губернской ученой архивной комиссии коллекцию медной литой пластики из 650 предметов: складней, крестов, образков.
Сергей Владимирович скончался осенью 1905 года. Поскольку детей он не оставил, наследниками родовой усадьбы стали его вдова Агриппина Владимировна и единственный родной брат Александр Владимирович – прадед Никиты и Андрея Сергеевичей. Александр Владимирович страдал душевной болезнью, и все его дела вели опекуны, в том числе и сын его Владимир Александрович. Владелицей усадьбы осталась вдова Сергея Владимировича, а большая часть имущества отошла Александру Владимировичу.
В 1910 году опекуны, согласно завещанию Владимира Сергеевича, передали коллекции, собранные МихАлковыми, в Академию наук. Это книги, геологические и палеонтологические собрания. Из оставшейся коллекции часть книг в 1915 году была передана Рыбинску и легла в основу публичной библиотеки, которая получила имя С.В. Михалкова.
4 ноября 1907 г. Агриппина Владимировна вышла замуж за санкт-петербургского дворянина А.П. Морозова. С этого времени началась новая история усадьбы, которую продолжали называть «МихАлковской». После революции здесь размещались военная школа, народный дом им. К. Маркса, сельскохозяйственный техникум, педучилище, пединститут и, наконец, школа-интернат, при котором и постройки, и парк, и кладбище при усадьбе пришли в запустение. На месте кладбища развели частные огороды.
В последующие годы из Петровского в городской музей были вывезены исторические и художественные ценности, в том числе и пять икон.