Актриса изредка поглядывает в зеркало сквозь лепестки хризантем, которые изящным букетиком украшают стол. В гримерке стоит сладковатый запах пудры. На Галине Воробьевой красивый палантин с кистями. Он удивительным образом меняется в зависимости от темы разговора: то он становится королевской мантией на гордых плечах Ее Величества, то наспех повязанным платком сгорбленной жизнью деревенской бабы.
Сейчас Галина Воробьева — признанная звезда рыбинской сцены. У нее есть свой зритель, который приходит в театр только из-за одной фамилии на афише. Ее советов спрашивает молодежь, а партнеры побаиваются красноречивого взгляда. Она прожила десятки жизней — и каждой сопереживаешь, примерила десятки образов — и каждому веришь. А ведь когда-то начинающая актриса Галина Воробьева цепенела от страха перед выходом на сцену. Она просила коллег вытолкнуть ее из-за кулис, потому что сама не могла сделать шаг:
— Я вообще не считала себя актрисой. Вернее, чувствовала себя недостаточно актрисой, чтобы играть главные роли, которые мне давали, чтобы быть на одной сцене с актерами, которые намного старше меня. Я два с половиной года болталась просто так: честно говорила тексты, ходила по сцене, вся нарядная, красивая, а внутри было пусто — аб-со-лют-но. И только потом, в один прекрасный момент вдруг мне стало тепло на душе от зрительских аплодисментов, и я поняла – я актриса, — с улыбкой вспоминает Галина Александровна. Тогда, будучи еще юной Галочкой, которая без запинки играла Бетси Толстого на чистом французском, она вряд ли предполагала, что персонально ей будут кричать «Браво!», пок-лонники таланта завалят цветами, а коллеги напишут чудесные слова. «Г.А. Воробьева потрясающе знает актерскую и человеческую природу и замечательно использует эти знания в своих ролях, делая их ясными, яркими и выразительными», — восхищается Галиной Александровной собрат по цеху Евгений Колотилов. Он признается, что не перестает удивляться глубине ее образов, мастерской игре и внутренней чуткости. Сама Воробьева говорит, что в работе над ролью ей помогают обычные рыбинцы, которых она видит на улицах, в транспорте, в магазинах.
— Например, мне нужно играть деревенскую женщину, я высматриваю подходящий типаж и иду за ней по пятам. Я учусь у нее. Смотрю, какая она в жизни: как ходит, как разговаривает, как покупает продукты. Постепенно образ складывается, додумывается, соединяется по частям. И ты в него так уходишь, что стираешь дома белье, и понимаешь, что по-другому уже стираешь. Идешь на спектакль, как твоя героиня, авоськой из стороны в сторону размахиваешь, — рассказывает прима рыбинского театра, а палантин тем временем становится небрежно повязанной шалью Нади из «Любовь и голуби».
Галина Воробьева никогда не отказывалась ни от одной роли, главной или эпизодической, в легкомысленной комедии или глубокой драме. Любая героиня – это опыт, возможность узнать что-то новое.
— Научить нельзя, — уверена актриса, — можно научиться. Благодаря профессии я научилась и жить, и работать. Театр дисциплинирует. Если кому-то не удается организовать себя, он уходит. Или его уходят. Воробьеву побаиваются, говорят, что она бывает слишком требовательна к окружающим. Но многие знают, как она беспощадна к себе. Она для себя – самый взыскательный критик. Каждая роль детально анализируется, сердцем прощупываются малейшие нюансы, и дорабатываются, дорабатываются, дорабатываются. Иногда после премьеры она не может ни с кем разговаривать, уйдя со сцены, уходит в себя, отрешается. Коллеги знают – Воробьева что-то поймала в этом спектакле и теперь проигрывает его еще раз, уже соло. Молодежь приходит в ней за советом, она не отказывает, но никогда не похвалит попусту, ради красного словца. Хочешь знать ее мнение – знай, а вот от того, как ты им распорядишься, зависит дальнейшее отношение признанной актрисы. Исправил недостатки — молодец, проигнорировал — больше не подходи за оценкой. Она отнюдь не высокомерна, но навязываться не в ее правилах. Равно как и закрывать глаза на несправедливость. Будь то не по делу обиженный коллега или совершенно незнакомый ей человек:
— Недавно за парня какого-то вступилась. Его били в центре города. Я полезла их растаскивать, накричала, одному даже кулаком врезала, — смеясь, рассказывает Галина Воробьева. — Хотя вообще-то с годами я стала более сдержанной, умудренной, что ли, а по молодости темперамент был, что называется, на контрастах.
Ни для кого не секрет, что бунтарей руководство не любит: если ты борец за справедливость, будь готов к двойной несправедливости по отношению к себе. Воробьеву подобная доля, к счастью, всегда обходила стороной. Коллеги исподтишка гадостей не делали, режиссеры ролей не лишали. Знали — какие бы недомолвки и обиды внутри коллектива ни существовали, она выйдет на сцену и все докажет там. Своей самоотдачей, работоспособностью, своим талантом.
Говорят, что работа актера сродни труду шахтера. Галина Воробьева готова с этим согласиться. Однажды, играя графиню в «Пиковой даме», за один спектакль она похудела на 4 с половиной килограмма! И это при том, что в течение всей постановки ее героиня сидит в кресле! За эту роль актриса получила гран-при на фестивале в Вышнем Волочке.
Ей не нужно сыграть, ей нужно прожить судьбу своих героинь. И неважно, кто это – яростная и страстная Мария Тюдор или участливая и беспокойная Лида из «Прибалтийской кадрили». Обе одинаково любимы и окружены вниманием.
Евгений Колотилов в своем посвящении Галине Воробьевой пишет: «Она никогда не боялась быть смешной. Галина Александровна дает волю своей актерской фантазии и придумывает для персонажей острый рисунок роли. Создание образов комедийных – еще одна грань ее таланта». Актриса подтверждает: ей нравятся комедии, нравится, когда зал реагирует, отзывается на игру. Бывало и так, что зрители принимали сценическое действо за чистую монету, и все происходящее в зале становилось гораздо смешнее лицедейства. Еще в советские годы труппа ездила на гастроли по деревням и селам. В одном из колхозов актеры показывали спектакль «Занавески», обличающий воров и стяжателей. Галина Воробьева играла там отрицательную роль жены бухгалтера, который наживался на горе других. Когда семейку начали обличать в нечестности и корысти, состоялся примерно такой диалог:
— Они молоко крали! И масло! – говорит свои слова занятый в постановке актер.
Из зала:
— И яйца!
— И картошку!
Современный зритель, конечно, более искушенный, отчего задача актера становится еще сложнее. Рыбинцы – по природе своей театралы, уверена актриса. Многие ходят на один и тот же спектакль несколько раз, не пропускают премьер, билеты раскупают уже за несколько недель до новой постановки. Такой интерес к сцене Галина Воробьева объясняет тем, что люди устали от однообразных сериалов, плохого кино и коммерческих проектов. Появилась потребность в настоящем искусстве, в честных эмоциях и переживаниях.
— Иногда на улице подходят совершенно незнакомые люди и благодарят за тот или иной спектакль, интересуются дальнейшим репертуаром, — делится радостью Галина Александровна. – Конечно, это очень приятно, но в то же время понимаешь свою ответственность. От тебя ждут, и ты должен оправдать ожидания.
На самом деле, вряд ли Галина Воробьева что-то кому-то должна. Она идет в театр не по долгу службы, а по зову сердца. И оправдать ожидания – не задача, а потребность. «Г.А. Воробьева — свободный человек. Во всем. В жизни, в профессии, в мышлении, в поступках. Театр — ее призвание. Она его свободно выбрала и свободно в нем существует», — пишет Евгений Колотилов. С этим нельзя не согласиться, глядя на ее мудрую и сильную духом Анну Павловну из «Афинских вечеров», деспотичную и трепетную Марию Тюдор, властную пушкинскую графиню и еще на множество полярных образов, объединенных талантом и мастерством.
В этом году Галина Воробьева отмечает юбилей. Более 40 лет отдано рыбинской сцене. У нее нет официальных званий – их получает кто-то другой. Коллеги хлопочут над званием для нее и в этом году, а она уже не ждет. Говорит, если дадут — будет рада, не дадут — сильно не расстроится, потому что любовь зрителя гораздо важнее. А ее она давно получила: крики «Браво, Воробьева!» после каждого спектакля с ее участием — лучшее тому доказательство.