Здравствуйте, редакция «Рыбинской недели»!
В № 42 вашей газеты была опубликована статья С. Израйлевой «Молодежь как пушечное мясо?», в которой корреспондент пригласила читателей к диалогу о молодежи. Точнее – о состоятельности молодежной политики и политическом нигилизме. К сожалению, попытка автора спроецировать ситуацию на Рыбинск ограничилась несколькими предложениями, хотя проблема наболевшая, обсуждаемая и требует основательного разговора.
Заканчивается год молодежи – год провальный по всем показателям. Экономическим и социальным. Как показал опрос, проведенный в одном из городских лагерей актива, большая часть молодежи даже не знала о таком высоком почете, которым удостоил их Президент. Год прошел мимо нас — вот общее настроение. Поэтому на фоне бравурных материалов городских СМИ ваша статья выглядит как жирное многоточие во всей этой истории. Многоточие, поставленное красными чернилами.
Вроде чиновники старались, бумаги-отчеты составляли. Им бы уже отчитаться и медаль на грудь повесить. Мол, инициативы молодежные развиваем, потенциал расширяем, патриотизм вновь мощной волной накрывает город, а здесь вы со своими вопросами… Не укладывается это в привычную картину. Конечно, можно понять чиновников – они сами являются заложниками собственной роли исполнителей – планы, отчеты, протоколы – «залатали дыры», закрепили нужными цифрами и вроде бы на плаву. Да и молодежная политика в последнее время финансировалась по остаточному принципу, а когда пришло время восполнить недостающее – наступил кризис.
Но если копнуть глубже, «латание дыр» — это работа экипажа тонущего корабля. Спасение, как известно, не в «латании дыр», а в поисках и устранении причин их появления. Аполитичность молодежи – это следствие неграмотной и непоследовательной молодежной политики и государственной политики в целом, социальной нестабильности. Это кризис доверия к власти. И вроде бы «наверху» понимают, что нужны новые модели взаимодействия. Только все не могут определиться, какие. В итоге методом проб и ошибок растет в России молодое поколение, для которого слово «гражданственность» стало архаизмом.
Их почти убедили, что любовь к родине – это орать на спящей улице: «Россия, вперед!» после очередного матча по хоккею или футболу, потреблять отечественное пиво, заполняя тишину национальным русским матом. А вот что патриотизм — это гордость от того, что ты родился, живешь и работаешь именно в России – не объяснили. Видимо, нет пока у власти убедительных аргументов.
И выборы здесь действительно показательны. Хотите причины? Прочитайте предвыборные программы кандидатов. Практически ни в одной нет ни слова о молодежи. Не та аудитория. Если и присутствует упоминание, то вскользь, как бы между делом – одна абстракция. А молодежи нужны реальные категории – образование, трудо-устройство, жилье, размер стипендии. Чтобы можно было жить здесь и сейчас, а не в стране завтрашнего дня, которую, как нам постоянно напоминают, мы и должны построить.
При этом сокращается бесплатное образование, отсутствуют эффективные системы его кредитования, прорастает неопределенность образовательных и трудовых перспектив, социальная и правовая незащищенность молодых работников. Сегодня молодежь – уязвимая часть любого трудового коллектива. Все незаконные увольнения, штрафы, произвол в трудовом режиме, бесплатный труд в период испытательного срока и дальнейший отказ в работе – вот эти проблемы нужно решать. Ведь ни одна из принятых целевых программ не доведена сегодня до эффективной реализации. Яркий пример – доступное жилье, участники которого по факту оказались в долговой кабале.
Согласно результатам исследования Российской академии наук, проведенного в 2007 году «Молодежь новой России: как живет и к чему стремится» (эти результаты по понятным причинам так и не были нигде официально обнародованы, вышли только минимальным тиражом в форме монографии), среди молодежи отмечен высокий уровень экстремизма во всех сферах: политика, труд, образование, жизненная позиция, отношение к мигрантам и т.д. По мнению молодежи, «меры в области государственной молодежной политики отличает эпизодичность, несистемность и популизм, все это – заменители конкретных мер. Все они создают виртуальную политическую реальность, которая вызывает только отторжение».
У нас действительно каждый год создаются все новые общественные организации, правда, без изучения реальных интересов молодежи. В Ярославской области их много, только в реальности числятся в них одни и те же люди. В результате получается тусовка для избранных. Одни и те же ездят в лагеря актива, на Селигер, становятся лауреатами конкурса «Лидер XXI века», заседают в Молодежных советах, Генеральных молодежных ассамблеях и т.д. Получается такая игра во взрослых, имитация реальной политики. Если и попадают туда новички, то редко кто из них распространяет потом полученную информацию среди друзей и знакомых – слишком развито чувство собственности. А если и начинают распространять, то редко находят поддержку – всему виной русская национальная «зависть». Озлобленность к тем, кому досталось лучшее место под солнцем, пусть он и приложил к этому максимум усилий.
В итоге для большей части молодежи Рыбинска именно досуг остается единственной формой самоопределения, самовыражения и самоутверждения. А Президент нам говорит о поддержке молодежных инициатив, о социальных проектах… Да ничего не вырастет на пустом месте. И не будет ярких инициатив. Столько лет власть не интересовало мнение молодежи, что она по большей части уже разучилась публично говорить о своих идеях, разучилась верить в их состоятельность и правильно их формулировать. Здесь нужна долгая и кропотливая работа. Нужна грамотная, социальноориентированная и социально-справедливая политика, реформы образовательной среды, причем не для толпы, а для каждого.
Помните, лет пять-шесть назад к молодежи прикрепили ярлык «потерянное поколение»? Сегодня его называют «поколением потребителей». Но забывают, что молодежь — это зеркало, отражающее каждый этап развития общества. Пока нет общей, мощной, неис-кусственной идеи, пока нет условий для веры в эту идею, никакой гражданской позиции и желания работать на благо России у молодежи не будет. Движение должно быть двусторонним.
При ответе на вопрос, поставленный автором статьи «Молодежь как пушечное мясо?», соглашусь с Н.В. Гордиенко. Думающая молодежь не позволит собой манипулировать. Работать на власть – да, используя ее как средство для достижения других целей. Только вот истинных граждан России среди них единицы. Но это – пища для размышления новой власти.
А пока все эти официальные потуги воспитания «правильной молодежи» напоминают детскую историю, когда вместо ожидаемой красивой железной дороги тебе дарят китайскую подделку, и ты стоишь с этой безделушкой в руках, смотришь на родителей и думаешь: «Ну, зачем вы так? Я же все понимаю…».
От редакции. Вместо подписи.
Когда мы получили это письмо, подпись под ним стояла. Подпись реального человека, жительницы Рыбинска, имеющей активную жизненную позицию и желающей сказать обществу: «Мы, молодежь, не хотим быть пушечным мясом». Но автор письма нам позвонила и попросила подпись не ставить. Потому что она каким-то образом связана с местным комитетом по делам молодежи и считает – точнее, вдруг посчитала — эту публикацию для себя неэтичной. Поэтому при всем уважении к автору и высказанным ею мыслям, мы констатируем: некоторая, надеемся, небольшая часть молодежи готова стать «пушечным мясом». Думать, писать и говорить совсем не то, что думаешь и пишешь, и быть при этом свободным — невозможно. Мы сожалеем.