Спускаясь вниз по Стоялой улице к смотровой площадке с памятником поэту Льву Ошанину, случайный прохожий вряд ли обратит взор на небольшой двухэтажный домик под неказистой шиферной крышей, стоящий почти на кромке высокого волжского берега. Ему, скорее всего, и в голову не придёт, что перед ним бывшая часовня. Никольская часовня.
Первое здание Никольской часовни появилось уже в начале XIX века. Вероятно, это было довольно скромное сооружение, поскольку ни на одном из видов Рыбинска первой половины XIX века ее нет. Часовня играла роль свечной лавки собора и принадлежала ему. Место для торговли свечами было самое бойкое: как на набережной, так и на Стоялой шло непрерывное торжище, а внизу на самом берегу Волги стояли пристани и совсем уж рядом располагался перевоз через Волгу. Как тут, вверяя себя умению паромщика, не поставить свечку Николаю-Угоднику, помогающему в очень многих областях жизни, в том числе и при опасности потопления.
Нынешнее здание часовни было сооружено в 1867 году «в память избавления Государя Императора от угрожавшей Ему 4 апреля опасности». Под опасностью подразумевается самое первое покушение на
Александра II 4 апреля 1866 года: стрелявший в царя Дмитрий Каракозов промахнулся. Во многих местах России царское спасение народ начал отмечать разными хорошими делами. Одним из них и стало возведение новой часовни, случившееся по инициативе соборного старосты И.И.Эльтекова. С этой поры миниатюрное, богато украшенное здание играло вспомогательную, но довольно важную роль в формировании волжской панорамы Рыбинска – такая вот яркая звездочка на фоне сдержанных чинных домов.
На фотографии XIX-начала ХХ века — стройный кубик, увенчанный граненым шатром. Каждую из стен венчали килевидные кокошники-закомары, завершенные миниатюрными шариками золочёных главок. Шатер и кокошники должны были придавать зданию национальный колорит, однако все остальные его детали соответствуют европейской традиции. Большие окна с арочными перемычками, изобильная лепнина – все эти черты роднят часовню с современной ей городской застройкой, когда в архитектуре господствовала эклектика — смешение деталей разных стилей. Золото куполов, цветные детали наружного убранства, росписи в закомарах составляли весьма живописную картину.
Несколько позже в городе появились еще две похожие часовни, отличавшиеся, правда, значительно более скромным обликом, практически без лепнины. Обе принадлежали монастырским подворьям, обе не дошли до нашего времени (одна стояла на месте Толгской церкви на Советской улице, другая – на месте кукольного театра близ вокзала). Обе они были спроектированы губернским архитектором Иосифом Яровицким, которому можно предположительно приписать и проект Никольской часовни. Во всяком случае, данный тип здания был характерен именно для Рыбинска.
Часовня продолжала стоять на бойком месте, куда заходили и «гости города». Купцы из Калязина (того, где сейчас посреди Волги стоит колокольня) заказали для неё икону их «городского» святого – Макария Калязинского. Были там, разумеется образа св.Александра Невского – небесного покровителя Александра II — и св. Николая.
Девять лет после революции в часовне ещё продолжали гореть свечки перед образами. Однако осенью 1926 года Никольская часовня была закрыта, а в январе 1927 года передана коммунальному хозяйству города. Здание, к счастью, не снесли, но перестроили до неузнаваемости. Исчезли и шатрик, и закомары, скрылись под штукатуркой следы больших окон и остатки сбитой лепнины. Объём небольшого сооружения был увеличен за счёт пристройки, а в целях «эффективного использования пространства» его разделили на два этажа. После перестройки там расположилась библиотека Рыбинского речного порта, а с начала 1990-х годов ее сменила водная милиция. Это, несомненно, нужное учреждение там располагается и по сей день. Однако необходимость реставрации здания и, что было бы логичным, использования часовни по прямому назначению кажется совершенно очевидным. Хочется верить, что через несколько лет на берегу Волги снова засияет нарядной игрушечкой Никольская часовня.