Взгляды в стиле «вас здесь не стояло» начались еще на улице. Выдохнув, я морально приготовилась к взятию здания МУП «Землеустроитель» штурмом. «Только не останавливаться, только не останавливаться», — мысль пульсировала в голове, заставляя пробираться сквозь возмущенную толпу. Когда меня стали беспардонно хватать за рукава, я поняла: если замешкаться хотя бы на секунду, под угрозой окажется не только одежда, но и собственно физиономия. «Куда прешь! Нахалка!», раздавалось в ответ на мои «извините-пропустите». А ведь мне нужно было всего лишь попасть на запланированное интервью!
ФЕЙС-КОНТРОЛЬ
Бесспорным везением стало то, что с последней женщиной, вставшей на оборону «муповской» двери, мы были в разных весовых категориях. Я победила. Вжав голову в плечи, со всей силы рванув ручку, оттеснила противницу и буквально ввалилась внутрь. Нет, меня, конечно, предупреждали, что во вторник в Землеустроитель лучше не соваться, но настолько ожесточенно-раздраженного сопротивления я не ожидала. Приватизация, скажу вам, легко может привести к госпитализации. «Что вы хотите, у нас сотрудников на работу не пускают», — с улыбкой говорит старший инспектор МУП «Землеустроитель» Алексей Брянкин, пока я рассматриваю капюшон, за который меня пытались вытянуть в коридор чьи-то цепкие пальчики. Улыбка у него, правда, вымученная, уставшая, да и остальные работники напоминают роботов с отсутствующим взглядом и механическими движениями. Удивляться нечему. Если в течение прошлого и начала этого года служащие принимали в среднем около 220 заявлений в месяц от желающих приватизировать жилье, то в ноябре эта цифра перевалила за 700, а декабрь уже точно побьет и этот рекорд.
Вспоминая битком набитый предбанник, сложно поверить, что еще недавно инспекторы по совместительству подрабатывали зазывалами. Они пускали «бегущие строчки», давали объявления и выступали в местных СМИ с приглашениями почтить их народным вниманием. Деньги на рекламу были выкинуты зря. Коридоры пустовали. Наконец, петух клюнул, рак свистнул, гром грянул. А за ними в регистрирующие органы хлынули толпы жаждущих решить квартирный вопрос. Разумеется, все и, разумеется, сразу. За 17 лет — с начала раздачи госимущества и до 1 января 2009 — в Рыбинске оформили в собственность 66,5% жилья. В среднем приватизировали по 4% в год. Даже первые месяцы 2009 были относительно спокойные: небольшая весенняя вспышка активности летом уехала в отпуска и на дачи. Читаю местную прессу за 2 июля. «Не откладывайте решение этого важного вопроса на завтра, приходите непременно сейчас. Ведь сегодня это можно сделать практически без очередей», — увещевает рыбинцев печатным словом Алексей Брянкин. Естественно, безрезультатно. Большинство тех, к кому он тогда обращался, сейчас кроют его трехэтажным матом. А заодно чиновников, всех вместе взятых, и персонально Чубайса, который, по их мнению, и заварил всю эту приватизационную кашу.
БЕЗНАДЕГА
«Люди вроде и понимают, что сами виноваты, протянули до последнего, но клянут нас на чем свет стоит. Раз им надо, мы должны вывернуться на изнанку», — разводит руками Алексей Брянкин. Он раньше всех приходит на работу, поэтому основная порция народного возмущения достается именно ему. Между тем работники МУП «Землеустроитель» теми же силами, что и раньше, принимают в три раза больше заявлений и к концу трудового дня нервно хихикают от слова «приватизация». А ведь все это мы уже проходили. В 2006 году, когда первый срок бесплатного присвоения государственного имущества подходил к концу, рыбинцы точно так же брали на абордаж тогда еще «Горжилсервис». Очереди пропали, как только власти заявили о продлении приватизации. Такой же вариант прогнозировали специалисты и в этом году, но пока вопрос об увеличении срока – тайна за семью печатями. Никаких распоряжений сверху не поступало. Все в ожидании. То ли милости, то ли кошмара. Простая математика показывает: принять заявления от всех желающих не представляется возможным, с какой стороны ни подойди. На начало 2010 неприватизированным в Рыбинске останется порядка 25% жилья. В других регионах показатели похожие – 20-26%. По результатам опросов, проведенных федеральными исследовательскими центрами, около 10% россиян вообще не планируют оформлять квартиры в собственность. Причины у всех разные: кто-то не может собрать необходимый пакет документов, кто-то живет на ведомственных площадях, а кто-то просто хочет насолить родственникам. Кстати, долги по квартплате не являются основанием для отказа в приватизации. Коммунальные службы часто вводят людей в заблуждение, заставляя гасить накопившуюся сумму. Или не выдают необходимые выписки, что тоже незаконно. Так или иначе, остается 15% тех, кто вроде бы и желал стать собственником, но, что говорится, не чесался раньше. Даже если представить, что рыбинские инспекторы и дальше будут работать в режиме цейтнота, как работают сейчас, за год они смогут оформить около 8% жилья. То есть, чтобы удовлетворить все интересы, им потребуется, как минимум, еще один дополнительный год. Приватизация же официально заканчивается 1 марта 2010. На настоящий момент это единственный общеизвестный факт. Что будет потом — под завесой тайны.
РОМАШКА
Эксперты предполагают, что после окончания бесплатной приватизации гражданам придется выкупать родные метры у государства, а вот по какой цене, профи определиться не могут: одни говорят — за 30% стоимости, другие – за 70%, а третьи и вовсе уверены — раскошелиться придется по полной программе с учетом рыночной цены на жилье.
— Но все это не более, чем слухи, — поясняет начальник отдела МУП «Землеустроитель» Максим Шевадрин, — никаких разъяснений о том, что будет дальше, мы еще не получали. Сами пребываем в неведении. И по срокам приватизации, и по механизму работы в будущем. Никаких нормативно-правовых актов на настоящий момент нет.
«Срок приватизации, которая, как известно, заканчивается через девять месяцев — 1 марта 2010 года, может быть продлен еще на два года. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму. Есть вероятность, что депутаты успеют рассмотреть его до ухода на летние каникулы», – писала «Российская газета» в июне этого года. Очевидно народные избранники все же не успели рассмотреть вопрос, волнующий сейчас четверть россиян. В свою очередь председатель комитета Госдумы РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников заявил, что приватизировать квартиру в России можно будет только до 1 марта 2010 года. «В свое время нерасторопность наших граждан и неготовность местных властей к пиковым нагрузкам в конце срока приватизации стали причиной продления сроков приватизации еще на пять лет. Однако дальнейшего продления этих сроков не будет», — заявил глава думского комитета. Ответа на вопрос – быть или не быть – многие ждали от премьер-министра Владимира Путина во время его декабрьской «прямой линии». Однако вопрос так и не прозвучал, соответственно, не последовало и ответа.
ДОМИНО
Неопределенность в верхах провоцирует народную истерику на местах. Кроме того, местные служащие не могут принять решение о дополнительных мерах. Например, в Землеустроителе не против взять еще пару человек на прием заявлений, но новичков нужно обучить азам — это раз, работа временная — это два. Разумеется, в условиях массовой безработицы люди готовы и на краткосрочный труд, но где гарантия, что сегодня муниципалы устроят сотрудника, а завтра не придет распоряжение о продлении срока приватизации. Возмущенных сейчас праведным гневом рыбинцев сразу как ветром сдует, коридоры опустеют до следующего дедлайна и потребность в человеке пропадет. Поэтому, перестраховываясь, руководство МУПа решило штат не расширять. Но это не значит, что в службе плевать хотели на интересы горожан. Во-первых, заявления будут принимать вплоть до 28 февраля. Разговоры о том, что документы можно подать только до конца этого года, ведут либо незнающие, либо нагнетающие обстановку люди. Во-вторых, муниципалы пожертвуют и другой работой, которую для них никто не отменял, несмотря на бушующие очереди. Отодвинут в дальний угол архив, статистику, первичную регистрацию. Наверстывать упущенное придется потом. Люди вздыхают, но понимают: хоть они и стали заложниками чужой нерасторопности, по-другому сейчас нельзя. В-третьих, введен дополнительный день для приема документов. Теперь заявления можно подать в понедельник, вторник и пятницу. Но, как известно, если где-то прибыло, значит, где-то убыло. В нашем случае сократится количество выдаваемых договоров. Вернее, увеличится срок их оформления. Сначала инспекторы по максимуму обложат себя бумагами, а потом будут стойко разгребать эти документальные завалы. Подобную практику решили применить и в Санкт-Петербурге. Там тоже людям, уже сдавшим документы, придется дольше ждать заветное свидетельство. В общем, все окажутся в одной лодке. Если, конечно, срок приватизации не будет увеличен. Немало недовольных и среди риэлторов. Посредникам также урезаны часы приема. Не помогает и дополнительная плата, которую вносят в кассу Землеустроителя сотрудники агентств недвижимости.
— Вы знаете, деньги нас сейчас не особенно интересуют. Риэлторы действительно платят больше, все тарифы официальные и не представляют никакого секрета. На 300 рублей дороже заявление, на 400 — договор. Но мы сейчас нацелены на то, чтобы принять максимум документов от граждан, поэтому сокращаем время на работу с посредниками, — поясняет старший инспектор Алексей Брянкин.
— Не скроем, нам со специалистами удобнее работать только потому, что они знают наши требования к набору документов. Часто бывает так, что человек придет, очередь простоит, а какой-нибудь бумаги нет. Мы вынуждены отказать в приеме, получается, что уйма времени потеряна зря, — дополняет коллегу начальник отдела землеустроения Максим Шевардин.
РАСПУТЬЕ
Обращаться к риэлторам или нет — личный выбор каждого. С одной стороны, профессионал может избавить вас от лишних нервов и сберечь время, с другой — намечается тенденция, когда риэлторы отказываются заниматься приватизацией из-за большого объема уже набранных обязательств. Также в настоящее время специалисты отмечают возросшее число обратившихся за деприватизацией. Люди, напуганные разговорами о баснословных налогах на имущество и бремени капитальных платежей, хотят отказаться от права собственности и проживать в своих квартирах по договору найма. В Рыбинске за все годы вновь квартиросъемщиками пожелали стать всего 4 человека, среди них и бывший глава Евгений Сдвижков. Ярославская квартира, видимо, оказалась заманчивее рыбинской. Большинство горожан все же предпочитают статус собственника. Сейчас очередь таких желающих исчисляется сотнями. Люди формируют списки, устраивают переклички и люто ненавидят весь мир. Провоцировать их еще раз я не рискнула. Покинула МУП «Землеустроитель» через черный ход. Кто посмелее, может попытаться решить квартирный вопрос. Впереди еще 2 месяца на прием документов. А к тому времени тайное может стать явным. Или Дед Мороз тихим голосом скажет: «Правительство Российской федерации приняло решение не «кошмарить» граждан».