Далеко не все россияне, имеющие сбережения, готовы доверить их банкам.
Социологи Фонда «Общественное мнение» попытались составить обобщенный портрет соотечественника, который предпочитает размещать свободные деньги не в кредитно-финансовых учреждениях, а в надежных и проверенных стеклянных банках для консервирования.
Как выяснилось в ходе опроса 2000 респондентов из 100 населенных пунктов, треть россиян, обладающих «лишними» средствами, держит их в наличности (в целом по выборке это составляет 12%). Причем подавляющее большинство из этих адептов занач-ки – 84% – трогательно верны родному целковому.
Обладающий сегодня депозитом средний россиянин – как правило, проживающий в мегаполисе пенсионер (социальные выплаты пожилым горожанам практически повсеместно перечисляются на банковские карты или на сберкнижки, и многие не торопятся забирать оттуда все деньги сразу) со средним специальным или высшим образованием. Свои доходы сам он классифицирует чаще всего как невысокие, что, однако, не мешает ему относиться к категории стабильных банковских вкладчиков.
Напротив, сограждане, последовательно складирующие наличность в чулок, доминируют в возрастной когорте до 30 лет, обычно обнаруживаются на селе и имеют за плечами всего-навсего общеобразовательную школу. Кроме того, отмеченный у них уровень общего недоверия к банковской системе и отдельным банкам как экономическим институтам значительно превышает как аналогичный показатель у «оппонентов», так и средний по стране. Большинство из данной группы – 61% – считает, что деньги надежнее хранить дома.
– Кроме того, мы выделили еще три ключевых барьера для приобщения этих людей к пользованию банковскими депозитами, – говорит руководитель исследования Людмила Преснякова. – Это, во-первых, отсутствие опыта пользования банковскими услугами. Во-вторых, – низкий уровень финансовой культуры. Наконец, существенная часть «наличных сберегателей» ориентирована на потребление и потребительское кредитование, поэтому рассматривает откладываемые деньги не как инвестиционный инструмент, а как возможность приобрести в ближайшем будущем какой-нибудь товар.