«Иконы с надписями и подписями в собрании Рыбинского музея» — выставка с таким названием открылась на днях в музейных залах. Кому-то может показаться – что за странный принцип создания выставки? Ну, надписи и надписи… Однако это удивляет только на самый первый взгляд.
Во-первых, подписные иконы очень редки и имён иконописцев по сравнению с художниками мы знаем крайне мало. Поэтому картина истории отечественной иконописи построена на заметенной снегами времени дороге, отмеченной немногочисленными вешками – этими самыми подписными и датированными произведениями. Между ними и намечают исследователи свои пути – разносторонне и остроумно обосновывая свои предположения. Однако появляется очередная новая вешка – и нередко выясняется, что дорога на самом-то деле идёт несколько в другом направлении, чем предполагалось ранее.
Интересно познакомиться с творчеством, например, священника ярославской церкви св. Дмитрия Солунского – Иоанна Андреева. Отец Иоанн «специализировался» на создании «списков» (то есть копий) со знаменитой иконы Толгской Богородицы. Икона, представленная на выставке, самая последняя из трех известных на настоящий день, датируется она сороковыми годами (последняя цифра стерта) XVIII века. И всё это мы узнаем из пространной надписи, начертанной автором на нижнем поле.
{image1}
Самые знаменитые картины Рыбинского музея – свадебные портреты Николая и Ксении Тишининых кисти крупного мастера XVIII столетия И.Я.Вишнякова. Но мало кто знает, что одновременно с ними, в том же 1755 году, Николай Тишинин заказал их «духовную версию». Икону с изображением Христа и святых Николая и Ксении написал московский художник и иконописец Василий Василевский, другие работы которого хранятся в московских Третьяковке и Историческом музее. Икона оказалась крайне необычной, не сильно канонической: Господь напутствует двух святых, которые, глядя друг на друга, держатся за руки. Очевидно, кто-то соригинальничал: либо учившийся за границей и преподававший в Академии наук Василевский, либо, что скорее всего, заказчик – Николай Иванович Тишинин.
{image2}
Не слишком канонична и икона «Господь Саваоф и Дух Святой», очень любимая рыбинским мещанином Василием Титовым, возможно, ее и написавшим в 1833 году. Десять лет спустя он завещал установить её над местом его погребения. Но теперь над этим местом (Дорофеева Югская пустынь) плещутся волны Рыбинского моря, а мы вспоминаем Василия Титова на выставке, глядя и на изображение мудрого старца Саваофа, и на оборот иконы с пространной надписью.
Стараниями куратора выставки Ирины Хохловой каждую надпись можно увидеть. Если она находится на обороте иконы, то в витрине лежит фотография. Если на глаз разобрать замысловатую вязь старинных букв невозможно – всё разъяснено на этикетке.
Икона сопровождала человека от рождения до кончины. Лишний раз убеждаешься в этом, глядя на образа из усадьбы Михалковых Петровское – им посвящена целая витрина. Отцы благословляли своих детей, дети – внуков. А образ Богородицы с младенцем и юной (еще одно отступление от канона) Марией Магдалиной – подарок маленькой барышне «от любезной нянюшки».
Всё это мы знаем благодаря надписям, вводящим нас в мир икон и окружавших их людей: авторов, владельцев, их покровителей.