Домой Общество Их воспитало рыбинское небо…

Их воспитало рыбинское небо…

0

В начале тридцатых годов молодежь с огоньком и энтузиазмом предвоенных пятилеток откликнулась на призыв: «Комсомолец – на самолет!». Тогда же руководство Рыбинского авиамоторного завода №26 имени Павлова – нынешнего ОАО «НПО «Сатурн» — приобрело два учебных самолета У-2 и два с половиной десятка комплектов лучшего по тем временам летного обмундирования. Задорные комсомольцы, засучив рукава, в свободное от работы время расчистили пригородное поле площадью 180 гектаров по соседству с поселком Кстово и построили там аэродром «Рыбинск-Южный».

18 августа 1933 года прямо на взлетной полосе состоялось торжественное открытие Рыбинского аэроклуба. Так началась его история…

Тысячам летчиков, планеристов, парашютистов дал путевку в небо Рыбинский аэроклуб. Один из его первых воспитанников Василий Чекорин в тридцатые годы совершил отважный парашютный прыжок с самолета У-2 в тот пиковый момент, когда крылатая машина, выполняя сложнейшую фигуру высшего пилотажа – знаменитую «петлю Нестерова» — взмыла в верхнюю точку над подмосковным аэродромом «Тушино». В годы Великой Отечественной восемнадцать выпускников аэроклуба удостоены звания Героя Советского Союза, а трое бывших курсантов повторили подвиг Николая Гастелло.

{image1}

При поддержке моторостроителей в 1948 году Рыбинский аэроклуб активизировал свою работу. А его первым послевоенным руководителем стал боевой ас, Герой Советского Союза Анатолий Васильевич Смирнов. Человек удивительной скромности и кристальной честности, всю войну пролетавший на «горбатом» штурмовике Ил-2, он не любил хвалиться своими фронтовыми подвигами, рассказывал курсантам о боевых вылетах, как об «обычной военной работе». Самый глубокий, так и не заживший рубец на сердце Анатолия Васильевича оставила потеря его родного брата Николая, с которым они вместе закончили Рыбинский аэроклуб, Балашовское летное училище, служили в одной эскадрилье и «крыло к крылу» летали на боевые задания, по-братски прикрывая друг друга.

Однажды Анатолий заметил, как самолет Николая, который в тот вылет был его ведомым, вдруг резко пошел вниз и… исчез в густых зарослях леса. Выполнив задание, Анатолий сделал несколько широких кругов над местом падения самолета брата. Безрезультатно… Затем по разрешению командира полка несколько раз вылетал на поиски Николая. С помощью специального самолета-разведчика Пе-2, оснащенного фотоаппаратурой, удалось отснять панораму местности, обнаружить на земле обломки нескольких сбитых фашистами машин. Однако самолет Николая Смирнова и самого летчика, ни живого, ни мертвого, найти так и не удалось…

{image2}

В 1952 году аэроклуб возглавил Ревакат Иванович Баранов. На вопрос: «Почему имя у Вас такое странное?» — он шутливо, а может, и всерьез отвечал: «Да я в детстве таким плаксой был, то и дело ревел навзрыд, вот родители меня «ревой» и нарекли, так это имя и осталось на всю жизнь». Р.И.Баранов всю войну прослужил в дивизии полярного летчика Мазурука, осуществлявшей перегон авиационной техники, поступавшей из США через Аляску и далее через Баренцево море и всю Сибирь в действующую Советскую армию.

Ревакат Иванович недавно ушел из жизни, но успел посмотреть фильм Рогожкина «Перегон».

-Все переврали киношники! Не так все это было! – возмущался Баранов. – Был аэродром на Аляске, и с него мы через Берингов пролив перегоняли американские «Кобры». Местные жители, среди которых было немало русских переселенцев, с большим уважением к нам относились. Даже на колени пред нами припадали, некоторые полы наших регланов целовали. До сих пор помню белые буруны морских волн под крылом самолета, и не было ни малейшего шанса на спасение, если вдруг откажет двигатель. Не забыть длительные перелеты по бескрайней Сибири, где ориентирами служили лишь упавшие в тайгу «Кобры».

Особо запомнился Ревакату Ивановичу случай, когда бригаду из тридцати заключенных сбросили на парашютах с самолета Ли-2 прямо в непроходимую тайгу. За месяц голодные зеки прорубили просеку и построили полностью подготовленный для взлета и посадки запасной военный аэродром. «Вот что надо было правдиво показать в фильме!», — горячился Р.И.Баранов.

Еще один воспитанник Иван Гаврилович Кузин возглавил аэроклуб в 1960 году. Он рассказывал, как в октябре 1941 года всю дивизию курсантов, в которой он служил, отправили на оборону Москвы. Не раз вспоминал слова коменданта столицы, сказанные курсантам-летчикам, построенным на перроне одного из вокзалов в новеньких, не обмятых еще шинелях с «крылышками» на голубых петлицах: «Забудьте, сынки, что вы летчики… Вы теперь – танковый десант!».

{image3}

Сразу с перрона – на передовую. Наскоро обучили запрыгивать на броню танков и бросили в бой…

Иван Гаврилович очнулся в прифронтовом госпитале с пробитой головой, израненными руками и осколками во всем теле. Больше года вставал на ноги, а потом был комиссован «подчистую». Вернулся в родной Рыбинск на моторостроительный завод, поступил механиком в летный отряд предприятия, обслуживал самолет По-2 и летал на нем. С 1948 по 1958 годы И.Г.Кузин бороздил на этой машине северное небо, а в 1959 году вновь вернулся в Рыбинск и вскоре возглавил аэроклуб.

И сегодня, несмотря на экономические трудности, Рыбинский аэроклуб продол-жает успешно готовить летчиков и парашютистов. Двукратная абсолютная чемпионка мира парашютистка Татьяна Осипова стала примером для сотен и тысяч ребят и девчат. С 2000 года на нашем аэродроме проводится ставший уже традиционным открытый чемпионат России, посвященный ее памяти. Я.Т. Хазипов – неоднократный призер всероссийских соревнований по высшему пилотажу на самолете Як-52. В 2008 году он стал призером открытого чемпионата Испании, а в прошлом году занял одну из ступеней пьедестала почета на открытом чемпионате в ЮАР.

Но не только в небо дает путевку Рыбинский аэроклуб. Здесь под руководством авиатехника Сергея Геннадьевича Милющенкова построена мототрасса, отвечающая самым высоким требованиям. В прошлом году на ней прошли второй этап Кубка России по мотокроссу среди женщин, четвертый этап Кубка России в классе мотоциклов с коляской, второй этап чемпионата России по кроссу на квадроциклах.

Предыдущая статьяПраво на правду…
Следующая статьяНе было бы счастья… или день театра в Рыбинске

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.