С первого февраля крепкая алкогольная добавка ночью запрещена законодательно. Время «Ч» — 23 часа. После него разрешенный градус допинга автоматически снижается до 15, и всем, кому для полного аута не хватило традиционного русского напитка, приходится смаковать виноградный букет южных склонов или коктейли с ингредиентами из таблицы Менделеева. Но и этого законотворцам показалось мало. В высших кругах теперь обсуждают вариант запрета продажи крепкого алкоголя с 21 часа. Область медленно, но верно идет к «сухому» закону, или власти решили в принудительном порядке привить населению культуру пития?
Пьяный регион
— Ни то, ни другое, — поясняет Валентина Шишина, заместитель директора департамента промышленности, предпринимательства, потребительского рынка и туризма Ярославской области, председатель комитета потребительского рынка. — Вы знаете, сколько человек у нас в области находится на диспансерном и профилактическом учете с диагнозом алкоголизм и алкогольный психоз? Почти 24 тысячи. Это 2% всего населения области.
Получается, что Ярославская область впереди всей страны с позорным знаменем в руках. Можно смело клеить ярлык самого пьющего региона. Невольно вспомнился разговор с наркологом, который в приватной беседе рассказал, что цифры статистики ой как далеки от реальной картины. Людей, «достойных» соответствующего диагноза, в разы больше. Способность много и долго пить стала национальной гордостью. С нескрываемым самодовольством мы хвастаем, что шокируем дозами иностранцев на зарубежных курортах. Водка оставила далеко позади и матрешку, и березку в гонке за символ страны. И всем этим мы гордимся. А еще мы умираем. От пьяных драк, от цирроза печени, от суррогатов. Только за 2008 год по официальным данным некачественный алкоголь стал причиной 513 могильных холмиков.
Медвежий угол
О проведении проверки качества алкогольной продукции в Ярославском государственном институте качества сырья и пищевых продуктов мы писали неоднократно (читайте «РН» № 46 от 01.12.2009 и № 48 от 15.12.2009). Но о хорошем деле не грех и напомнить. Всем производителям и поставщикам горячительных напитков рекомендовано проводить экспертизу продукции, прежде чем выставить ее на прилавки. Специалисты института исследуют, что за «истина в вине», и по результатам принимают решение — казнить или помиловать. Своего рода вольной грамотой для бутылки становится дополнительный «Знак качества», на котором изображен медведь с секирой. Экспертиза хоть и носит добровольный порядок, но всем предпринимателям, которых заботит репутация и эффективность бизнеса, понятен ее истинный смысл.
— Абсурдно полагать, что потребителю все равно, проверена бутылка или нет. Когда человек понимает, что наша экспертиза качества гарантирует безопасность ему и его близким, он, разумеется, отдаст предпочтение проверенной продукции, — Валентина Шишина не сомневается в очевидности выбора. – И предприниматели это тоже прекрасно осознают. Оговорюсь сразу, не все. Пока с нами заключили соглашение 27 компаний. Что касается Рыбинска, то одним из первых на инициативу откликнулся Торговый дом «Блиц».
Как пояснила председатель комитета потребительского рынка, зачастую оптовики представляют на экспертизу продукцию, находясь в полной уверенности в ее качестве. Но только за три с небольшим месяца с начала проведения экспертизы было забраковано более 700 тысяч бутылок. «Чего там только нет» — вот вам емкая характеристика того, что мы приобретаем за свои же деньги. Посмотреть названия предприятий, выпускающих продукцию, не соответствующую качеству, можно на сайте областного комитета потребительского рынка. Пока там «красуются» 18 производителей. Возможно, список новыми отличившимися не пополнится, ибо слух о ярославском контроле идет «по всей земле великой», а рисковать дельцы не любят.
Трезвый взгляд
И все же скепсис точит изнутри. Как известно, с первого января водка стала еще и дороже. Минимальная цена за пол-литровую бутылку теперь 89 рублей. Плюс торговым сетям запретили продажу алкогольной продукции выше 15 градусов в ночное время. Есть все условия для расцвета эпохи спиртного «домашнего розлива». Бизнес «пьяных квартир» должен пойти в гору.
— Давайте по порядку. Ваши сомнения понятны, но преувеличены, — не соглашается с черными мыслями глава областного комитета потребительского рынка. – Во-первых, единая минимальная цена – это не только возможность поставить предпринимателей в равные условия, но шанс очистить от суррогатной продукции наши магазины. Вот представьте, цена на водку в прошлом году была 40 рублей, из них 37 рублей — стоимость акциза. Так за сколько же предприниматель эту водку приобретал, раз ему выгодно ее продавать? Но главный вопрос — каково же ее качество?
— Валентина Валерьяновна, вы сказали, что не все поставщики заключили соглашение на проведение экспертизы. Как быть с их товаром?
— Действительно, мы не можем в принудительном порядке обязать предпринимателей проводить проверку, но у покупателей есть глаза. Человек видит, что на бутылке отсутствует наш «Знак качества», значит, безопасность продукции не гарантирована. Будет ли он рисковать или приобретет заведомо качественный товар?
— Хорошо, предположим, продукция проверена, но ее, например, теперь нельзя купить после 23 часов. Магазины, наверно, несут убытки.
— Мы этот вопрос рассматривали. Вы видели где-нибудь ночью очереди людей с целыми корзинками крепких спиртных напитков? Вряд ли. Кроме того, лишь небольшая часть торговых точек работает круглосуточно. И на это есть свои экономические причины. Предпринимателям просто невыгодно платить лишние деньги за электроэнергию, содержать штат продавцов, кассиров, охрану и т.д. Поэтому мы не думаем, что запрет кардинальным образом отразился на прибыли компаний.
— Можно ли говорить, что закон исполняется, а продавцы не являются теми же бабушками, продающими алкоголь «из-под полы»?
— За нарушение предусмотрены серьезные санкции. Должностным лицам грозит штраф в размере десяти тысяч рублей, юридическим — пятьдесят тысяч рублей. Если подобное повторяется в течение года, то суммы увеличиваются до пятидесяти тысяч и ста пятидесяти соответственно. А что касается бабушек, то ведь ни для кого не секрет, что пожилых людей, занимающихся торговлей суррогатного алкоголя, единицы.
— Хорошо, но не кажется ли вам, что это нововведение в какой-то мере ущемляет права и свободы гражданина? Предположим, не рас-считали люди, не хватило, а на дворе полночь, почему они должны идти в кафе и покупать дороже?
— Во многих странах кафе вообще функционируют только в пятницу и субботу, потому что в другие дни люди должны работать и иметь свежую голову. А у нас будничное злоупотребление спиртным – норма. Главная наша общая задача — менять сознание. Для понимания последствий чрезмерных возлияний достаточно один раз побывать в наркодиспансере. Лично я была просто шокирована…
Разговоры об увеличении временных рамок запрета действительно идут. Перспектива обсуждается на законодательном уровне, но конкретных нормативно-правовых актов, устанавливающих новые сроки, нет. Пока он останется прежним — с 23 часов до 8 утра.
…До диспансера я не дошла, но эксперимента ради воскресным вечером позвонила в платную наркологическую службу. Специалисты по «выводу из запоя» вежливо сообщили, что привести придуманного мною страдальца в чувство они смогут только через несколько часов, потому что до этого времени «у нас еще пять адресов». Пять человек, потерявших всякий цивилизованный облик, в разных частях города сегодня одновременно маются от глубочайшего похмелья, доставляя колоссальные страдания близким, а завтра вновь не смогут отказаться от очередной стопки. Этим мы тоже гордимся?