Слово «Кукрыниксы», в ХХ веке известное каждому человеку, сейчас немного забылось. Приходят новые поколения художников, уходят в прошлое когда-то животрепещущие темы карикатур, прославивших великолепную тройку мастеров, выступавших под «общей фамилией». А ведь это были действительно уникальные люди.
{image0} Известность, в середине ХХ столетия облетевшая весь мир, – «спасибо» А.Гитлеру, оказавшемуся на редкость удачной моделью для остроумных художников, – им принесли карикатуры. Добродушные шутки на коллег и ехидные атаки на фашистов и других врагов нашей страны были одинаково смешными и меткими. Но Кукрыниксы были куда более разносторонними. Классикой стали их иллюстрации к книгам Ильфа и Петрова, Лескова, Чехова, Салтыкова-Щедрина.
У каждого из троих было свое самостоятельное творчество, но прославились они все же втроем: Михаил Куприянов (Ку): Порфирий Крылов (Кры) и Никс — Николай Соколов. Не меньше поражает и то, что Кукрыниксы официально попали в книгу рекордов Гиннеса в качестве самого продолжительного творческого союза. Начав работать вместе еще студентами, они не расставались почти 70 лет, пока почти одновременно не закончился земной век М. Куприянова и П. Крылова.
С Н.А. Соколовым мне довелось познакомиться на его 90-летии. Удивляло то, что этот совсем пожилой человек сохранил прекрасную память, ясность мысли и остроумие. И еще поражало (особенно по контрасту с кукрыниксовскими карикатурами) то, что он был удивительно светлым человеком, умевшим радоваться жизни даже во время старческой немощи и быть благодарным за каждый новый день.
А еще он любил наш город, приютивший семью будущего художника в голодном 1920 году. И среди званий Н.А. Соколова, который был и Героем Социалистического труда, и академиком Академии художеств, и пятикратным лауреатом Государственной премии (Ленинской – один раз), и обладателем множества российских и иностранных наград, было особо значимое для него звание «Почетного гражданина Рыбинска».
Его дед – купец Александр Шемякин — владел половиной дома в начале улицы Крестовой. В Рыбинске юный Николай провел три года своей жизни. Здесь, в изостудии Михаила Щеглова, он впервые почувствовал себя художником, здесь же появился и псевдоним Никс. Жаль только, что дом, где должна бы красоваться мемориальная доска, пребывает сейчас почти что в руинах…
Благодаря Никсу в Рыбинском музее есть прекрасная коллекция работ Кукрыниксов. Впрочем, не только их – Николай Александрович щедро дарил и работы других художников. И сейчас в залах музея можно увидеть работы многих известных авторов: от забавных фарфоровых статуэток-шаржей до трогательно тонких иллюстраций к произведениям Чехова.