На «выставке одного шедевра», которая проходит в Рыбинском музее, на месяц сменился главный герой. Теперь шедевром являются… несколько снежинок, сфотографированных рыбинским фотографом Андреем Андреевичем Сигсоном. Впрочем, прежде чем стать рыбинцем, он проделал путь, сложный даже чисто в географическом плане. Наш герой родился в 1839 году в… Варшаве. Никаких сведений или даже слухов о его политической или польско-сепаратистской деятельности нет, поэтому приходится верить тому, что в путешествие по российским просторам его отправила исключительно муза фотографии, не предусмотренная древними греками, но, несомненно, существующая.
{image0} Это сейчас мы, вооружившись «мыльницами», щелкаем направо и налево, уже забыв, как разводить даже фабричный проявитель. Тогда же фотография представлялась самым передовым искусством. Потому что – самое правдивое. Кроме того, требующее прочных познаний в оптике, механике и химии, чтобы совершенствовать технологию.
Первый опыт юный пан Андрей получил, будучи подручным фотографа. А затем, сменив Варшаву на Уфу, он стал владельцем собственной мастерской. В 1860-х годах Сигсон переехал поглубже в Европу, а именно – в быстро растущий и развивающийся Рыбинск. Здесь много приезжих и много заказов, к тому же происходит масса событий, которые нуждаются в запечатлении. И наш герой снимает прокладку Рыбинско-Бологовской железной дороги, волжские суда, виды Рыбинска…
Признание пришло к нему в 1872 году в виде серебряной медали на знаменитой Политехнической выставке в Москве. Для привлечения заказчиков этого было более чем достаточно. А он увлекся… снегом.
Я не буду здесь писать обо всех приемах, к которым прибегал фотограф, чтобы продлить жизнь эфемерных красавиц-снежинок на несколько мгновений, чтобы успеть зафиксировать их образ на века. Упомяну, что среди всего прочего ему приходилось каждый раз предварительно охлаждать… собственные руки. А приемлемый результат стал получаться только после нескольких лет работы.
Зато в 1890-х годах его снежинки приводят в восторг не только специалистов фотодела, но и известных ученых в России и за границей, по просьбам которых Сигсон фотографирует еще и иней, и изморозь, и снежную крупу.
Венцом его славы стал 1900 год, когда А.А. Сигсон представил свои снимки на Парижской Всемирной выставке. У него оказались конкуренты, но так снимать снежинки, как это делал наш земляк, не мог никто в мире! Удостоившись золотой медали, он стал широко известен, получая заказы от университетов Германии, Франции, Англии, Италии и Испании. Его микрофотографии (сейчас их называют, наоборот, макрофотографиями, но это сути не меняет) были в главных университетах России: в Киевском, Московском и Санкт-Петербургском — и в Главной физической обсерватории. Возникшее в начале 1900-х годов Рыбинское фотографическое общество избрало его своим почетным членом.
Вот только особых выгод эта работа Андрею Андреевичу не принесла. Увлеченный работой, он потерял часть своих заказчиков, которые приходили в то время, когда он ловил очередную снежинку. Вообще в городе у людей, мало его знавших, он приобрел репутацию оригинала и чудака, ходившего в странной шапочке и готового заниматься посторонними пустяками в ущерб своему прямому делу и выгоде. {image1}
Андрей Андреевич Сигсон скончался в 1907 году в возрасте 68 лет от ревматизма, спровоцированного тем самым охлаждением рук во время работы со снежинками. Мы не знаем, как он выглядел, – себя снять он как-то не удосужился. Могила фотографа на Новогеоргиевском кладбище, полтора десятилетия назад приведенная было в порядок, снова находится в ужасающем состоянии.
Зато в фондах музея сохранился комплект из 34 уникальных увеличенных изображений снежинок разных форм, в числе которых и исключительно редкая двенадцатилучевая снежинка. В постоянной экспозиции музея находится его репродукция, поскольку подлинник надолго выставлять на свет нельзя. Но сейчас, во время выставки, у зрителей есть уникальная возможность увидеть подлинные снимки, запечатлевшие снег уже позапрошлого века.