Домой История НОБЕЛИ. МЕЖДУ МИРОМ И ВОЙНОЙ

НОБЕЛИ. МЕЖДУ МИРОМ И ВОЙНОЙ

0

(Фрагмент новой книги)
В честь 110-летия учреждения Нобелевской премии

Нобели не помеха российскому патриотизму. Отнюдь. Более того, уверен, что наше самосознание, наш мятущийся дух только укрепится с этими именами. «Приемные дети России» Нобели, как метко охарактеризовала их историк и экономист Людмила Арская, нашему чувству патриотизма – поддержка и утеха. Стоит только повнимательней приглядеться к тому, сколь разнообразно и глубоко внедрились Нобели в российскую экономику, социальную сферу; какое поистине фундаментальное влияние оказали они на всю нашу жизнь.
Об этом будет подробно рассказывать наша новая книга «Нобели. Между миром и войной». Почему именно так звучит название книги? Как Альфред Нобель всю жизнь мучился от противоречивой сущности своего таланта (давшего миру убийственный динамит, детонатор, особый вид пороха) и в то же время одарившего его жизнеутверждающей, мироспасительной премией, так и все семейство Нобелей вынуждено было расходовать свой талант на мирную и военную сферы. Как никакое другое семейство, Нобели представляли собой «корпорацию двойного назначения». И что важно, главными результатами, плодами их деятельности воспользовалась прежде всего Россия. Книга именно об этом.

 

МИНЫ ЛЮДВИГА НОБЕЛЯ

«Нобелевское дело» в России имело важную оборонную, военную составляющую. Из этого ни российское правительство, ни сами Нобели не делали тайны. Но почему-то в памяти последующих поколений имена Нобелей связываются прежде всего с нефтью и динамитом. 
Нобели начинали свою деятельность в Российской империи с выпуска продукции военного назначения, а именно с производства морских мин, и, по сути, закончили ее тем же, выпуская подводные лодки, в рамках деятельности совместной компании «Ноблесснер»…
В 1838 году Иммануил Нобель открывает в Петербурге механическую мастерскую, где изготавливает подводную морскую мину собственной конструкции. В «Кратком обзоре деятельности Товарищества» его внука Эммануила Нобеля говорится, что Иммануил Нобель «прибыл в Петербург в 1837 году с образцами изобретенных им подводных мин».
Летом 1842 года после опытного взрыва этой мины на реке Охте русское правительство выдало И. Нобелю на организацию дела 25 тыс. руб. с условием, что он останет-ся работать в городе на Неве, а полученные деньги использует для строительства завода по изготовлению мин. Это был первый настоящий успех Иммануила Нобеля…
К началу Крымской войны 1853 года стартовали работы по усилению морской обороны столицы. Не последняя роль отводилась при этом минным заграждениям.
Непосредственным военным приемщиком продукции «Нобель и Ко» был представитель царствующей семьи Михаил Романов. Это сразу же поставило Иммануила в пре-имущественное положение по отношению к конкурентам…
Французский писатель Безанкур, описывая события Крымской войны, отмечал, что из-за большого количества «адских машин» эскадре союзников пришлось прекратить свои операции и отойти от Кронштадта. Объединенные морские силы союзников предприняли две попытки приблизиться к Кронштадту. В район боевых действий ими было направлено порядка 80-100 кораблей, имеющих 300 орудий и 20-тысячный десант. Однако эта кампания закончилась бесславно. 20 июня 1855 года англо-французская эскадра вошла в Финский залив. Она попала на минное поле, потеряла четыре судна и легла на обратный курс. Ни один корабль объединенных морских сил так и не отважился приблизиться к намеченной цели. Позже морское ведомство не без гордости отметит в отчете правительству: «Наша система подводных мин и найденные у нас средства, ручающиеся за действительность их, совершенно неизвестны в других правительствах…». Большая часть была выставлена именно Нобелем.
Механический завод «Людвиг Нобель», расположенный в Петербурге, был известен не только своей мирной, гражданской продукцией, но и продукцией военного назначения. Здесь не только модернизировали ручное стрелковое оружие, но и выпускали снаряды и бомбы; новейшие и опытные образцы орудий и орудийные лафеты. Кроме того, завод обеспечивал необходимым оборудованием другие предприятия, работавшие на оборону. Так, для Петербургского патронного и Тульского ружейного заводов предприятие Нобелей изготовило гидравлические прессы; для Сестрорецкого оружейного завода — водяные турбины; для Пермского пушечного завода – токарно-сверлильные станки.
И вообще, завод Людвига с 1 октября 1862 г. стал, по оценкам историков, «пионером дела вооружения русских войск». «К крупным работам можно отнести, в частности, изготовление «подводного прибора (минного аппарата) для инженерного ведомства» и водоопреснительного устройства для Ахалтекинской военной экспедиции 1879г.». 
{image0}{image1}В 1865-1869 гг. завод Людвига Нобеля блестяще выполнил заказ Главного артиллерийского управления по изготовлению большой партии орудийных лафетов, трех токарно-сверлильных станков для орудий калибра 15 дюймов для Пермского пушечного завода, а также прессового оборудования и серии токарно-копировальных станков для российских патронных заводов. Управляющий делами Артиллерийского комитета генерал-майор Снессарев говорил: «В этот продолжительный период времени вполне выяснялась как даровитость его, так и характер воистину добрых преданий: чести и доброжелательства».
Здесь также была изготовлена тысяча станков для нарезки винтовок. «Л. Нобель сам являлся автором «весьма остроумного изобретения — станка для нарезки дорожек в ружейных стволах, который был легче, проще и дешевле аналогических бельгийских и английских станков».
Когда готовилась вторая Ахалтекинская экспедиция генерала М.Д. Скобелева (1880-1881 гг.), в результате которой русские войска овладели текинским укреппунктом Геок-Тепе в 45 км. от Ашхабада, завод Людвига Нобеля по спецзаказу изготовил и смонтировал на берегу Михайловского залива два больших паровых опреснителя. Опресненная вода в металлических цистернах доставлялась рабочим, ведущим строительство железной дороги, и воинским подразделениям. Вот что пишет доктор Щербак в своих воспоминаниях: «На берегу залива шла деятельная работа по установке большого парового опреснителя Нобеля, изготавливавшего в случае нужды до 40 тысяч ведер в день. В настоящее же время работал меньший опреснитель, вода из которого служила для потребления живущих в Михайловске и в Мулла-Кары, куда она доставлялась в цистернах».
(Продолжение следует) 
В следующем номере читайте материал о деятельности Нобелей в Рыбинске и регионе.

Предыдущая статьяСОВЕТСКОЕ ПРОШЛОЕ ШКОЛЫ № 2
Следующая статьяМузейные музы Хендрика Гольциуса

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.