До 2008 года ветхого жилья в Рыбинске вообще не было. Дома, конечно, ветшали и «выходили из строя», люди из них уезжали и устраивались кто как мог. Но ветхими дома официально не признавали, потому что в этом случае жильцам нужно было предоставить благоустроенные квартиры. В 2008 году разработали городскую целевую программу переселения граждан из непригодного для проживания жилья, снабдив ее соответствующим перечнем. Результаты выполнения программы в 2009 году депутаты Муниципального Совета рассмотрели 15 сентября на заседании комиссии по социальной политике.
{image0} Итоги выполнения городской целевой программы в 2009 году проверила контрольно-счетная палата Совета. По словам заместителя руководителя КСП Аллы Здоровяковой, всего на реализацию программы было запланировано более 100 млн. рублей — из федерального, областного и местного бюджетов. Однако в действительности финансирование составило 1 млн. рублей, который был выделен из муниципальной казны. Из областного и федерального бюджетов средства вообще не поступили. За 1 млн. ООО «Архитектон» выполнило проект двух пятиэтажных домов, которые планировали построить на Слипе и в Копаеве, но до сих пор строить не начали. Участки, запланированные под строительство по программе расселения ветхого жилья на улице Черепанова и Приборостроителей, распродали частным инвесторам.
Из запланированных к сносу 9 домов, снесли 4. 12 домов должны были перевести из жилого помещения в нежилое и продать с аукциона, но часть из них тоже снесли.
Это итоги, какими их увидели специалисты КСП. Но есть и другое мнение. По словам начальника управления строительства и инвестиций администрации Людмилы Сафроновой, по закону о Фонде содействия реформированию ЖКХ, который приняли в 2007 году, средства на переселение граждан из аварийного жилья можно было получить при условии, если в городе есть целевая программа и на начало 2007 года существовал перечень ветхого жилья. Ветхого жилья к тому времени в Рыбинске по известным причинам не было. Но в 2008 году подготовили и перечень, и программу. В то же время внесли изменения в федеральное законодательство. Финансовую поддержку обещали муниципалитетам, у которых перечень ветхих домов появился к 1 января 2009 года. Но средства можно получить на окончание строительства домов, готовность которых не менее 70%, а таких у нас нет.
Тем не менее, жилые дома в 2009-м город строил, но не за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, а за счет других источников. За 70 млн. рублей, привлеченных из бюджетов всех уровней, построили два дома в Переборах и расселили 72 семьи.
В этом году предстоит освоить 46 млн. из местного бюджета и 27,5 млн. из регионального. Уже начато строительство 36-квартирного дома на пр. Батова. Для переселения граждан из ветхого жилья планируется приобрести квартиры в домах, построенных частными инвесторами: 6 квартир — в строящемся доме на ул. Бр. Орловых и 14 квартир — в новом доме на Волочаевской. Всего в этом году планируется расселить 56 семей.
По мнению Людмилы Сафроновой, этого недостаточно, ведь темпы роста очереди на получение жилья баснословные, потому как в категорию ветхих переходят построенные в 40-х годах прошлого века «сталинки», а строить аналогичными тому времени темпами мы не успеваем.
Выходом из создавшейся ситуации может быть договор с частной московской фирмой «ОНИКС», переговоры с которой сейчас ведет рыбинская администрация. Инвесторы строят малоэтажные каркасные дома, утепленные сэндвич-панелями, причем уверяют, что смогут привлечь на строительство федеральные средства. Их дома стоят под Москвой и в Тульской области. В Рыбинске ООО «ОНИКС» предложили под застройку пять площадок.
Во время обсуждения программы члены комиссии по социальной политике возмутились тем, что в Рыбинске ветхие дома сносят вместо того, чтобы перевести их категорию нежилых и продать на аукционе — это могло бы принести дополнительные средства в муниципальный бюджет. Начальник департамента недвижимости Елена Федорчук пояснила, что дома были снесены по объективным причинам: один сгорел, другой — в связи с пожароопасной ситуацией летом снес сосед, который опасался за сохранность своего жилья. Некоторые дома убрали, чтобы очистить место под будущую застройку, другие — потому что они не представляли интереса для инвесторов.