К числу смелых, бесстрашных его причислил командир 327-го горно-стрелкового полка Четвертого Украинского фронта В.М. Малкин. В своей книге «Карпатские орлы» он посвятил боевому командиру и комсоргу батальона Ивану Москалеву целый абзац.
{image0} Да, битва за Карпаты, за освобождение Чехословакии и других стран запомнилась Ивану Павловичу Москалеву многими боевыми эпизодами, связанными с риском для жизни. Чего только стоила ему, командиру минометной батареи, дуэль с немецким снайпером под словацким городом Оломоуц в 1945 году. Тогда, с целью захвата «языка», намечалась разведка боем. Чтобы определить цели для минометного огня, Москалев выдвинулся на передний край, устроился для наблюдения за кустом. Но снайпер, который находился в полуразрушенной школе, заметил его, выстрелил. Пуля срезала ветку у самого лица Ивана.
Через день все повторилось. На этот раз вражеская пуля пробила шинель Москалева, оставила, к счастью, только царапину на коже. А вот командира роты фашист убил. Тогда отважный ординарец, чеченец по национальности, которого все любили и звали Сашей, сказал:
— Этого фашисту прощать нельзя, товарищ командир! Из минометов ударь по нему, пока он еще кого-нибудь не подстрелил.
— Да, Сашок, я уже установил место, откуда снайпер ведет огонь. Это второе окно от угла. Вот будет атака, перед ее началом батарея и ударит по передней линии немцев. Да и по школе тоже.
…Еще не все утихло после боя, а Москалев не выдержал, отважился идти в здание. Вот и этот подъезд. В полуразрушенном помещении, бывшем кабинете, стояли два стола, а около них лежал убитый немец. Рядом валялась снайперская винтовка.
Много было горячих дней с той поры, как Иван Москалев, окончивший школу-десятилетку, был призван Овинещенским райвоенкоматом Тверской области в Красную Армию. Дома, в деревне, остались родители, брат и четыре сестры. За них, за всех советских людей сражался с врагом на Курской дуге старший сержант Иван Москалев. Его, храброго воина, к тому же с десятилетним образованием, направили в артиллерийское минометное училище. Успешно окончил его в 1943 году, стал офицером.
Воевал на Степном и Четвертом Украинском фронтах. Освобождал Польшу, Венгрию, Чехословакию. Несколько раз был ранен. Но всегда возвращался в строй. 9 мая 1945 года услышал об окончании Великой Отечественной войны, о Победе. Но для Ивана Москалева и его подчиненных бои закончились только 12 мая. Пришлось «выкуривать» отдельные группы фашистов из укрытий.
За ратные подвиги гвардии капитан Иван Павлович Москалев награжден двумя орденами Великой Отечественной войны I степени, таким же орденом второй степени, орденом Красной Звезды и двенадцатью медалями.
Такого заслуженного офицера рады были оставить для дальнейшей службы в Красной Армии. Знакомый военный хирург не раз повторял: «Тебе, Иван, надо поступать в академию». Москалев часто задумывался об этом. Но еще чаще давали о себе знать фронтовые ранения. В 1946 году со второй группой инвалидности И.П. Москалев был уволен в запас.
Заниматься тяжелым физическим трудом врачи ему запретили. Мирной и подходящей для него стала профессия повара. Работал и учился, уже переехав в 1949 году в Рыбинск, в Московском техникуме торговли. Со временем возглавил крупное предприятие общественного питания в объединении моторостроения. Директор П.Ф. Дерунов строго спрашивал за организацию питания рабочих. Москалев был на хорошем счету, пользовался уважением Павла Федоровича.
С Иваном Павловичем Москалевым я познакомился в 1975 году. Тогда я, будучи заместителем редактора городской газеты, одновременно на общественных началах руководил работой двухгодичного университета рабкоров. В него с отличной рекомендацией поступил И.П. Москалев. Ему было уже за пятьдесят. Основная работа отнимала много сил и времени. Но он не пропускал занятия в вечернее время, выполнял задания по подготовке материалов для газеты. А еще являлся народным дружинником и внештатным инспектором городского комитета народного контроля.
…С Иваном Павловичем я встретился в конце сентября, накануне Дня пожилого человека. На столе, в шкафу в его однокомнат-ной квартире увидел много книг, на красивых обложках которых прочитал: «Иван Павлович Москалев». Оказалось, что ветеран войны и труда давно пишет стихи. На свои средства издал восемнадцать сборников. Некоторые из них он подарил мне. Это «Годы фронтовые», «Любовь земная», «Ярославский край», «Годы капитализации».
С точки зрения художественности не все в них однозначно. Порой «хромают» рифмы, сбивается стихотворный размер, имеются другие поэтические недочеты. Все это понятно, ведь автор не профессионал, до всего доходит сам. Но зато в стихах правда жизни, радость или, наоборот, искренняя боль за окружающую нас действительность. Гражданин, патриот своей Родины, возмущается несправедливостью, переживает за нелегкое положение миллионов людей в России.
Вот начало стихотворения «Горькая старость»:
Побежали годы-столбики,
Бабку мучают чиновники.
От села дорога с вехами,
Поле вспахано с огрехами.
Вся больная, хата ветхая,
Грязно тело под жилеткою,
Нету хлеба, голы рученьки,
От труда они поскрючены…
Спаситель своей страны, ветеран войны и труда вправе говорить:
Я за милую Родину
Мерз в окопах, седел.
Не хочу больше видеть
Ее горький удел.
И в сборниках находятся строки, свидетельствующие о вере автора в счастливое будущее России.
Сейчас Иван Павлович находится на лечении в Ярославле. Его сын, дочь, внуки и правнуки, а вместе с ними рыбинцы, знающие этого замечательного человека из плеяды «орлов», желают ему скорейшего выздоровления, возвращения в строй, житейских и творческих удач.