Я неплохо знаю стихи нашего рыбинца Сергея Хомутова. Его связь с музой проходила на моих глазах.
{image0} Я сам, издавший около десятка поэтических сборников, поистине покорен талантом Сергея Хомутова. Его шестидесятилетие отмечено двумя прекрасно изданными поэтическими сборниками: «Осенняя музыка» и «Все будет в срок» (избранное). Они являются наиболее ценными в творчестве поэта, стремящегося отразить и осмыслить настоящее и прошлое как единое целое.
Стихи поэта, вошедшего в литературу более сорока лет назад, близки нынешнему и возрастному ощущению автора, разделы той и другой книги определяют свой взгляд на прошлое и настоящее, отражают грани времени. Признаюсь, читал я их, как будто пил из родника в жаркий полдень, и радовался, что этот родник у нас, в Рыбинске, что наша земля продолжает рождать удивительные таланты.
Убежден: поэзия — это святое. Она равнозначна песенному творчеству, а чем-то даже и превосходит. Ритмический строй стихов — та же музыка, а слово несравненно глубже песенного.
Раздел «Пора возвращаться к истокам» открывает книгу «Осенняя музыка». Первое стихотворение «Подальше от Царя, поближе к Богу». Царь достанет, где бы ты ни находился, а «к небесам ступаешь только сам». Но когда веришь, что твоя духовная позиция прочная и твердая, Бог не осудит если переступить через Царя.
Стихотворение «Видение» — тема, казалось бы, «пета-перепета». Но бесхитростная строка «Другою стала улица родная» — напоминает какой-то давно слышанный мотив и настраивает на нечто сокровенное, родное:
…Внезапно, словно из-под спуда,
Из глубины тревожной лебеды,
Подобьем негаданного чуда
Возникнут позабытые следы.
И память возвращает видение, в котором нечто заветное еще с детских времен:
Замшелый пень, межник едва заметный,
Остатки сруба, сваленный забор.
И я, читатель, воочию вижу эту картину и как бы самолично переживаю пережитое при этом. В том, пожалуй, и есть сущность поэзии — читатель перенимает авторское чувство, как свое. И тут немалую роль играет классическая простота стиха. Особенно теперь, когда многие поэты грешат заумью, словесной эквилибристикой.
У Хомутова образность яркая и чистая. Вот стихотворение: «Еще до Петрова поболе трех недель. «Играет лето». И шмель, похожий на поэта, озорно разгуливая в цветах, «находит свою судьбу.». И поэту, наблюдающему эту картину, хочется землю ощутить, тягу почвы. Меня, человека деревенского, от крестьянского корня, такое настроение поэта-горожанина несколько интригует и в сокровенном роднит. Тяга почвы, которая с годами становится «все явственней и чище»:
Как хочется дожить, все доброе любя,
Не отдавая злу ни дня и ни мгновенья…
Давай, приятель-шмель, порадуем себя,
А может, и других плодами вдохновенья.
Поэт как бы убеждает и себя, и других: не нужно жизнь усложнять. Она, в общем-то проста. А в простоте истина, как вода в ручейке бежит, разговаривает сама с собой, искрится. Какая даль вокруг, какая высота — ну, разве страшно в них однажды раствориться? Прелестное стихотворение!
Открываю второй сборник «Все будет в срок». Очень трогательно и нежно пишет Сергей Хомутов о любви. В стихотворении «Августовская мелодия» превосходно звучат строки:
Кто мы — близкие, дальние ли?
Кто мы — чуждые или родные?
Теплый дух предосенней земли
Нагоняет желанья шальные.
В этом нет, очевидно, вины,
Мы чисты перед раем и адом,
Но пройти сквозь огонь мы должны
И пройти обязательно рядом.
Родной край. Он каждому близок и дорог. Не случайно сказано: от любви к малой родине исходит и «любовь державного порядка». У Хомутова эта тема звучит «распахнутой на обе полы».
Дышу этой волей былинной,
Как влагу целебную, пью
Душистый настой тополиный,
Невечную вечность свою.
Малые городки, деревушки, где ты родился и вырос, по себе знаю, держат необъяснимой привязкой. И, наверное, не только тех, кого муза «крылом задела».
Смею сказать, что Хомутов как поэт далеко не оценен по достоинству, но это, надеюсь, еще впереди. Стихи Сергея Хомутова появились сорок лет назад. Он как-то сразу заявил о себе: было видно, что вирши у этого паренька талантливые. Он окончил литературный институт имени М. Горького, был принят в Союз писателей СССР. Его книги стали выходить не только в Рыбинске и Ярославле, но и в Москве. Стихи появлялись в антологиях и альманахах.
Многие стихи его настолько содержательны, что их трудно передать простым языком, невольно хочется заучивать их наизусть. Я жду с нетерпением выхода каждой его книги.
Я в корне не согласен с мнением, вроде бы общепринятым, что поэзия — удел молодых. А коли ты вошел в возраст, «то Бог избави, служить пустой забаве». Разве не тянутся к ней зрелые? Тянутся, да еще как! Ибо только у них и определяется крайне необходимое, философское понятие поэзии.
Александр КОЧКИН