В прошедшее воскресенье активисты рыбинского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) отправились в рейд по исторической части города. Цель — проверить сохранность значимых для Рыбинска зданий.
{image2} Рейд начали со Стоялой улицы. Здесь находится несколько домов, построенных купцами Журавлевыми, и только один из них — на перекрестке Стоялой и Чкалова — в приемлемом состоянии. Сейчас в доме живут люди, а значит, за дом пока можно не беспокоиться.
Другая картина — дом, в свое время сданный Журавлевым в аренду речному пароходству. Позже внизу стал магазин, а на втором этаже — жилые помещения. Когда снимали фильм «12 стульев», здесь располагалась лавка и квартира мадам Грицацуевой. Красивейшее здание, после первой приватизации оно несколько раз переходило из рук в руки и постепенно разрушалось. Последний собственник заказал экспертизу, чтобы решить, что делать с домом. Одни эксперты сказали, что сохранить можно только фундамент, разобрав стены до низа окон первого этажа. Другие рекомендовали укрепить стены специальными стяжками. Столь же безрадостная картина на другой стороне Стоялой, где в течение нескольких лет стоит в лесах бывший жилой дом Журавлевых (в советское время — зубоврачебная поликлиника).
По мнению архитектора, члена президиума городского совета ВООПИиК Николая Лосева, с одной стороны, памятники надо восстанавливать — на этом настаивает областной департамент культуры, который несет ответственность за их сохранность и выдает разрешение на проведение восстановительных работ. С другой стороны, инвесторы приватизируют памятники не из любви к искусству, они хотят вести в них торговлю или приспособить под жилье — а для этого надо проводить реконструкцию. Пока мы не найдем компромисс, памятники будут разрушаться. {image1}
Возможно, такой компромисс будет найден при реконструкции квартала между улицами Чкалова, Стоялой, Герцена и Ломоносова. Побывав в Париже, рыбинский предприниматель Борис Логинов рассказал, что в столице моды, красоты и пр., пр. из положения выходят, разрешая строить новые высокие здания внутри исторических кварталов, но так, чтобы строение не было видно с улицы (см. «РН» №40 от 12.10.2010 «Увидеть Париж — и позаимствовать лучшее»). Нечто подобное собираются предпринять и в Рыбинске — уже ведется работа над проектом общественно-делового центра, который, возможно, построят внутри этого квартала.
Далее рыбинские краеведы прошли на улицу Герцена — к бывшему зданию художественной школы. Несколько лет назад его передали в аренду рыбинскому отделению Союза художников. Дом собирались восстанавливать, но договор расторгли, художники покинули помещение. Теперь остается только надеяться, что это уникальное здание не постигнет судьба других памятников деревянного зодчества Рыбинска.
Еще один памятник исторического наследия Рыбинска — Советская, 2 — здание государственного банка, а потом городского суда. Когда заключался договор с правительством Москвы на строительство гостиницы в Рыбинске, столичным инвесторам предложили несколько площадок, в том числе и ту, где сейчас находится ТЦ «Космос». Они выбрали это здание. Мэр Москвы Юрий Лужков тогда назвал проект самым интересным и обещал на его примере показать, как нужно проводить реконструкцию.
Однако разгорелась дискуссия, в ходе которой московские инвесторы настаивали на том, что здание надо снести и на его месте возвести новодел. А областной департамент культуры и рыбинские власти говорили о необходимости восстановить существующее здание.
{image0} В результате нереализованного соглашения Рыбинск получил дополнительную электролинию, проложенную застройщиками от завода полиграфмашин до МУП «Водоканал». Большой пруд, скрытый разваливающимися фасадами, — это начали строить фундамент. И прощальный привет Лужкова: «Поблагодарите мэра, который очень многого хотел».
Далее по Советской — на углу с улицей Радищева — бывшее подворье Толгского монастыря. Сейчас оно передано старообрядческой церкви. В выходной день работы не ведутся, но судя по добротному забору, кирпичам и доскам, сложенным во дворе, старообрядцы активно взялись за дело. А у краеведов появилась надежда на то, что уникальное здание, построенное из красного кирпича в псевдорусском стиле, будет сохранено.
Члены ВООПИиК пришли к выводу: дома сохраняются, пока в них живут люди. Отрадно, что многие горожане начинают ценить старину. В одном дворе краеведы увидели восстановленную булыжную мостовую. В подъездах некоторых домов жители сохраняют двери, изразцовые печи, лестницы со старинными балясинами. На улице Гоголя удалось поговорить с жительницей дома 47. Табличка на стене свидетельствует, что дом построили в 1858 году. Сейчас в нем живут три семьи, которые поддерживают здание за счет собственных средств: как какая копейка заведется — все на ремонт.
Закончили рейд у рыбинских «сандунов». Построенные купцом Мыркиным бани работают по сей день. Раньше здесь была гостиница, семейные банные номера. Теперь часть помещений сданы в аренду рыбинским предпринимателям — они поддерживаются в более-менее нормальном состоянии. Брошенные — разрушаются.