Это был настоящий русский богатырь. Когда он шел по улицам Архангельска, прохожие с восхищением смотрели на его мощную фигуру. А ссыльные рыбинцы с гордостью говорили: «Это наш, рыбинский…»
Константин Андреевич Никитин родился в Рыбинске в 1873 году. Его отец происходил из крестьян Владимирской губернии. Переселившись в Рыбинск, записался в купечество, торговал хлебом.
В отличие от родителя, К.А. Никитин не занимался хлебной торговлей, а открыл лучшую в городе типографию и канцелярский магазин. Оба учреждения находились в доме на углу улиц Крестовой и Стоялой. Там, где сейчас аптека «Таблетка».
Для своих сотрудников К.А. Никитин установил восьмичасовой рабочий день, регулярные отпуска, систему премирования за добросовестный труд – невиданное дело для Рыбинска того времени.
Тщательно следил хозяин за качеством и своевременностью исполнения заказов. И хотя цены в типографии Никитина были выше, чем у других, большинство заказчиков шло к Константину Андреевичу.
Высочайшего качества товар продавался и в канцелярском магазине. Потомок рыбинских купцов А.Л. Авербах так описал магазин Никитина в своих мемуарах:
{image0} «За прилавком всегда днем сидел сам Никитин, перед ним стоял стакан с чаем и лимон. Который стакан — сказать невозможно, так как он менялся непрерывно. К Никитину все время заходили гости – артисты театра. Посидят, выпьют стаканчик чая, поговорят и уходят. Тут же решались и репертуарные дела, если заходил главный режиссер или кто-нибудь из «ведущих»,- что ставить очередной еженедельной премьерой или в бенефисе. Константин Андреевич — всегда улыбающийся, тучный, красный от чая и тепла».
Не прочь был К.А. Никитин безобидно пошутить при случае. И вновь слово А.Л. Авербаху:
«Как-то заходит в магазин тип. Обращается к Никитину: «Галоши у вас есть?» — «Есть» — «Можно посмотреть?» — «Пожалуйста. Евгений Яковлевич, подай галоши!». Евгений Яковлевич, младший приказчик, приносит галоши Никитина. Тип в недоумении: «Нет, мне новые надо». «Ах, новые, так это рядом». А рядом размещался обувной магазин. Ясно, что тип ошибся дверью, и Никитин это понял с первого взгляда, но не подал вида. Вообще, разыграть кого-нибудь было излюбленным занятием Никитина. Делал он это незлобно, всегда с большим юмором».
Но почему театральный репертуар определялся в магазине на Стоялой? {image1}
Еще в 1899 году К.А. Никитин организовал в Рыбинске музыкально-литературно-драматический кружок. В начале XX века кружок арендовал для своей театральной труппы здание театра. В труппу входили как рыбинские артисты-любители, так и профессиональные актеры из Московского театрального бюро.
Рыбинский зритель в спектаклях кружка видел и будущих знаменитостей. Здесь блистал будущий руководитель труппы и директор Малого театра в Москве Южин (Сумбатов) Александр Иванович (1857-1927 гг.). Зрительский восторг вызывала будущая народная артистка СССР Александра Александровна Яблочкина (1866-1964 гг.).
Еще один будущий народный артист СССР Михаил Михайлович Тарханов (Москвин) играл в Рыбинске в театральном сезоне 1908/1909 годов. На следующий сезон Константин Андреевич Никитин пригласил тридцатитрехлетнего М.М. Тарханова уже в качестве главного режиссера кружка.
Еще одним увлечением Константина Андреевича Никитина была музыка. Он прекрасно играл на скрипке и виолончели. Перед сном вместо книги любил почитать партитуру музыкального произведения. Основатель краеведческого движения в Рыбинске Алексей Алексеевич Золотарев называл сердце К.А. Никитина нежнейшим музыкальным инструментом.
{image2} …Пришла советская власть. Имущество купцов национализировали, многих владельцев и вовсе расстреляли. К.А. Никитину с женой и двумя детьми оставили две комнаты в его бывшем двухэтажном доме. В городе помнили о добром отношении К.А. Никитина к своим рабочим. Но попытки более «крутых» мер к Никитину имелись.
Лишение имущества не стало для Константина Андреевича трагедией. Он начал работать в отделе народного образования Рыбинского исполкома, затем трудился в отделе коммунального хозяйства, был бухгалтером в Рыбинском Совнархозе. Одновременно в составе инструментального трио К.А. Никитин играл в кинотеатрах города перед началом сеансов.
Когда в январе 1919 года президиум Рыбинского исполкома выразил недоумение по поводу работы бывшего купца в отделе народного образования, отдел встал на защиту Константина Андреевича:
«В вопросе о служащем в отделе народного образования К.А. Никитине коллегия отдела народного образования заявляет, что К.А. Никитин был приглашен не как бывший домовладелец, бывший торговец и бывший владелец типографии, а как специалист своего дела, и полагает, что использование сил специалистов соответствует рекомендуемой центром политике, на что неоднократно было указано т. Лениным в его речах». {image3}
Но устоять в репрессии 1930-х годов Константину Андреевичу не удалось. Его и еще нескольких рыбинцев выслали в северные края. Оказавшись в Архангельске,
К.А. Никитин не имел ни жилья, ни работы. Бомж, говоря современным языком. В одну из облав К.А. Никитин был пойман и принудительно отправлен на лесозаготовки. Позднее он рассказывал своему другу А.А. Золотареву:
«Иду я в этапе и думаю: погибнут мои руки в лесу на лесозаготовках, и пропаду я как музыкант, надо, значит, выгребаться. Ну, и говорю возчикам, которые везут наши вещи: «А нельзя ли их вместе со мной отвезти назад в Архангельск?» — «Что же, можно. Закопай вещи в сено. А сам выходи лесом на дорогу. Мы тебя подождем». И подождали. Вернулся я в Архангельск. Еще горше помучился, скитался по чужим дворам в поисках безопасного ночлега. А потом по ходатайству театра был прикреплен к Архангельску, а когда выстроили новый большой театр, вон даже и квартиру дали».
Помолчал и добавил:
«Вот рыбинские купцы говорили: «Дурак Костя Никитин: с театром связался, да на скрипице играет». Ан вышло на поверку: не дурак, где они… купцы… взглянули бы, скрипица-то мне пригодилась и сберегла меня…».