При реконструкции Никольской часовни пришлось исследовать старинные фотографии. Чтобы восстановить первоначальный цвет стен, образцы красочных слоев с фрагментами штукатурки отправили на анализ в Ярославль. Об этом рассказала архитектор-реставратор Наталья Гончарова — именно по ее проекту велись восстановительные работы.
— Что вы почувствовали, когда вам поручили разработать проект восстановления Никольской часовни?
{image0} Отвечая на этот вопрос, архитектор-реставратор Наталья Гончарова (автор реставрационного проекта Лоцманской биржи, амбара библиотеки им. Энгельса, Казанской церкви, Сретенской церкви, главного дома и восточного флигеля в музее-усадьбе Некрасова «Карабиха», церкви царевича Димитрия «на крови» и дома Евреиновых в Угличе и пр.) говорит, что чувства испытала противоречивые. С одной стороны, ей было радостно осознать, что город вернет уникальный памятник – этот сказочный «теремок-игрушечку», некогда яркой жемчужиной украшавший волжский берег. С другой — она понимала, что работа будет архисложная.
Дело в том, что сохранилось всего несколько исторических фотографий Никольской часовни. На одной — сделанной со стороны Волги — видно, что ниши северной стены украшала роспись. Другая (вид на часовню со Стоялой улицы) снята без каких-либо объектов, загораживающих фасад, и дает представление о том, что стены здания украшала богатая лепнина. При полном отсутствии каких-либо проектных (исторических) материалов именно она могла стать основанием для разработки проекта воссоздания утраченных элементов здания. Но фотография – это не чертеж, ее нельзя просто пометить и все вычертить. В таких случаях на выручку приходит начертательная геометрия, позволяющая методом реконструкции перспективы (а фотография и есть не что иное, как изображение в перспективе) определить все необходимые размеры.
Сложность была еще в том, что этот метод хорош для «правильных» объектов, а не тех, в которых все элементы кривые, включая вертикали углов и горизонтали карнизов, поэтому все элементы фасада приходилось выстраивать отдельно, а затем еще перепроверять пропорциональные соотношения, основываясь на знаниях стилевых особенностей, а иногда просто на логике. Сложные расчеты, точно выверенные чертежи — все это нужно было сделать срочно, поэтому архитектору зачастую приходилось работать по ночам, ведь утром рабочие чертежи ждали реставраторы.
Большого внимания потребовало и восстановление лепных узоров. Кое-где на стенах под штукатуркой советских времен сохранились немногочисленные фрагменты — по этим обломкам лепщики собрали узор лепнины над карнизами. Остальные — в пилястрах, в нишах под окнами и в кокошниках — пришлось восстанавливать по фотографии. Украшающие фасады пилястры представляют собой очень сложный декор, при высоте в 2,97 м рапорт узора — с крестами, звездами, трубами, сложными переплетениями лозы и листьев — повторяется лишь дважды. Отдельные его узлы, которые невозможно было разглядеть на фотографии, пришлось воссоздавать интуитивно.
Восстанавливая лепку, специалисты ярославского ООО «Ярград» использовали те же материалы, что и мастера 19 в. Правда, для каркасов фрагментов использовали металл, а не дерево.
При реконструкции цветового решения образцы красочных слоев с фрагментами штукатурки отправили на исследование в Ярославские художественно-реставрационные мастерские. Анализ показал, что первоначально, по окончании строительства, часовня была розовато-желтого цвета с белым декором. Позже — голубовато-зеленого с деталями цвета красной охры с примесью сиреневого. Но тогда крыша была из белого железа. При восстановлении часовню решили покрыть медью. Этот благородный материал устойчив к атмосферным явлениям и более мягкий по сравнению с оцинкованным железом — это позволило максимально качественно выполнить соединение стыков покрытия кокошников с восьмигранным шатром. В то же время медь удачно сочетается с первоначальным колористическим решением – на нем и решено было остановиться.
Водная милиция из двухэтажного здания на набережной выехала в первых числах июня, а к 11 сентября были готовы не только все конструктивные элементы здания, но и восстановлены все отливки и все главы, а также оконные блоки и парадные двери. На восстановлении часовни работало несколько предприятий из Ярославля и Костромы. Генеральный подрядчик, руководитель ООО «Ярреставратор» Андрей Ржевский организовал работу так, что, когда часовню спешили достроить к приезду патриарха, ежедневно на объект выходило четыре бригады по шесть человек каждая — каменщики, штукатуры, лепщики, кровельщики.
Сейчас работы в основном закончены. Воссоздан шатер. Оштукатурен и зашпаклеван фасад. Установлены двери и окна — их специалисты из Костромы выполнили из массива дуба. Осталось установить еще шесть главок по периметру кровли (шесть уже установлены), и под каждой главкой — ажурные медные с позолотой подзоры — такие же, как и под большой главой. По контуру кокошников тоже должен быть установлен золоченый подзор – работы по его изготовлению сейчас ведутся. Для центральных дверей и дверей восточного фасада заказаны кованые решетки — их тоже делают. Ниши кокошников, три ниши северного фасада и средняя ниша западного фасада будут расписаны.
Весной будущего года планируется выполнить благоустройство территории — ее выложат плиткой, которую думают заказать в Костроме. Фасад часовни будут освещать четыре фонаря — те, что сейчас находятся неподалеку, на набережной. Чугунные фонари, изготовленные в начале прошлого века, будут докомпанованы (пока есть еще только несколько вариантов проектного решения) и декоративно, и технически. Стилистически они очень хорошо сочетаются с решеткой ограды.
О том, как часовня была устроена внутри, можно судить лишь по запискам Вениамина Солонцева, дьякона Никольского храма, который до 40-х годов прошлого столетия располагался около Спасо-Преображенского собора, а потом был разобран. Из записок дьякона следует, что в часовне был большой иконостас, что помещение разделяла стена, в ее правой стороне был вход в комнатку свечника, слева — в помещение истопника. В ходе реставрационных работ удалось под полом обнаружить основание этой стены. Судя по нему, толщина перегородки составляла 73-75 см, но при восстановлении для экономии площади стену сделали тоньше — 25 см.
В интерьере уже проработаны карнизы, окна и двери, раскладка пола. Окончательный вид интерьера будет зависеть от того, в какой манере будет работать художник, который распишет купол. За эту работу взялся народный художник России Николай Мухин, но начнется она, только когда будут выполнены работы по оштукатуриванию деревянного свода.