Юрий Иванович Николаев 37 лет проработал в городской системе профобразования. Из них 19 лет возглавлял одно из лучших в Рыбинске ПТУ № 32. И сейчас, несмотря на свои 85 лет, он постоянно интересуется подготовкой молодых рабочих кадров. Многое волнует ветерана. О прошлом, настоящем и будущем этой системы образования Ю.И. Николаев пишет в своей статье, подготовленной по просьбе редакции.
Хорошо, что в последнее время на самом высоком уровне руководства страной всерьез обеспокоились нынешней системой подготовки рабочих кадров. Это понятно. За последние двадцать лет былые достижения в этой области образования сведены почти к нулю. Многое потеряно, позабыто. В Рыбинске еще числится девять училищ. Но обстановка в них, сам подход к обучению и воспитанию юношей и девушек, думается, не тот, что был раньше.
В советские времена в ПТУ города обучалось три тысячи молодых людей в год. Для них были созданы хорошие условия для получения общего среднего образования и выбранной профессии. За период 60-80-х годов в Рыбинске вступили в строй пять новых корпусов училищ. Классы и мастерские были оснащены современным оборудованием. Каждое из училищ готовило кадры для своих базовых предприятий. Это были известные всей стране заводы моторостроения и приборостроения, полиграфических и дорожных машин, Волжский машиностроительный, судостроительные и другие крупные предприятия. Совместно с руководителями базовых предприятий составлялись перспективные планы работы, направленные на улучшение качества подготовки молодых кадров. В них предусматривались также мероприятия по воспитанию высоконравственных личностей, патриотов своей Родины. Каждое училище имело плановое задание по выпуску в своих мастерских нужной городу и всей стране продукции: слесарно-монтажных инструментов, настольных сверлильных станков, ножниц по металлу и многого другого. При этом служба снабжения при областном управлении профтехобразования обеспечивала ПТУ необходимыми материалами. Труд в мастерских способствовал росту профессионального мастерства обучающихся. Многие уже в стенах учебного заведения творили чудеса.
Так, воспитанники ПТУ № 20 изготовили действующую модель печатного газетного агрегата, которая участвовала в выставке в Монреале (Канада) и была отмечена наградой. В качестве мастеров направлялись лучшие рабочие. Так, в нашем училище стали обучать молодежь опытные радиомонтажницы Л.Н. Сидорова, Г.С. Шибанова, Н.П. Лепетова. Через несколько лет на смену им пришли их выпускницы-монтажницы Т. Щеголева, И. Малышева, Н. Чалова, М. Константинова. Успешно трудились мастерами производственного обучения бывшие станочники Б.Н. Суханов, Ю.Н. Кумачев и другие.
Большое упущение — прекращение выпуска в учебно-производственных мастерских продукции. Учащиеся просто перегоняют металл в стружку.
Важным звеном в системе подготовки кадров была производственная практика. На предприятиях к будущим рабочим относились очень внимательно. На заводе приборостроения, например, был создан совет наставников. Опытные рабочие передавали свой богатый опыт молодым. Всегда внимательно к юношам и девушкам относились руководители цехов. Особенно тепло вспоминаю начальника инструментального цеха С.С. Дмитриевского и его заместителя Е.А. Чистова. Последний из них возглавил заводской совет наставников, был членом коллегии областного управления профтехобразования. Во многом благодаря поддержке руководства и всего коллектива цеха у нас существовали оркестры: духовой и народных инструментов. К слову, работали и кружки художественной самодеятельности, стрелковый тир. Каждую субботу устраивались танцы, за проведение которых отвечал кто-либо из преподавателей и мастеров.
Что волнует меня, ветерана профтехобразования, сейчас? Прежде всего, хочу отметить отрицательные последствия ликвидации областного управления профтехобразования. Этот орган очень помогал нам в прежние годы. Училища находились под его пристальным вниманием. Нас проверяли, указывали на недостатки, помогали устранять их. И заботились об учебе. Каждые четыре года директоров училищ направляли на трехмесячные курсы повышения квалификации в Москву или Ленинград. Сейчас все это в прошлом. Городской департамент образования училищам уделяет мало внимания. Многие ПУ остались без базовых предприятий, некоторые из которых просто перестали существовать. В их числе, например, завод полиграфических машин. Можно сказать, осталось без внимания первое училище НПО «Сатурн». Закрытие или перепланировка профиля ряда предприятий, плохая пропаганда в школах, в средствах массовой информации рабочих профессий, прежде всего, станочников, привели к тому, что в училищах города стали больше внимания уделять подготовке озеленителей, поваров, продавцов, художников-дизайнеров, соцработников, чем обучению специальностям токаря, фрезеровщика, слесаря, сварщика, кузнеца и т.д. Так, в лицее № 32 в группу токарей принято всего семь человек.
Задачи технического прогресса, внедрения новейших технологий требуют новых подходов к подготовке молодых кадров. А как можно по-современному учить будущих специалистов, если оборудование во всех училищах города устарело до неприличия? Хочу подчеркнуть и необходимость улучшения внеклассной работы. Многое из опыта прошлых лет позабыто. В нашем училище частыми гостями были лучшие рабочие завода, ветераны войны, рыбинские поэты и прозаики. Сейчас такие встречи – редкость. Еще один момент. Из печати знаю, что в Рыбинске успешно работает Совет директоров школ. Может быть, стоит включить в него и директоров профтехучилищ? Ведь задачи у тех и других схожие: воспитывать юное поколение, готовить его к самостоятельной жизни, приучать к труду на благо Родины.
Кстати, в прежние годы городские власти все важные вопросы образования обсуждали на наших совместных встречах. {image0}