Ключевой закон реформы здравоохранения об основах охраны здоровья граждан, регулирующий взаимоотношения между пациентами, врачами, медицинскими организациями и государством, который был принят 18 лет назад, обретает новое звучание. Теперь в федеральном законе четко прописана система финансового обеспечения здравоохранения: кто, за что и сколько платит, на что эти средства должны расходоваться.
{image0} Итак, какие же нововведения нас ждут – об этом разговор с Игорем Каграманяном, директором департамента здравоохранения и фармации Ярославской области.
– Игорь Николаевич, законодатель четко разграничил коммерческую медицину и бесплатную медпомощь, грань между которыми до последнего времени была размыта. Так за что будет платить пациент? Многие усмотрели в статье о платных услугах фактический отказ от бесплатной медицины.
– Наоборот, в законопроекте впервые выстраивается механизм, который позволит максимально полноценно обеспечить каждого пациента доступной бесплатной помощью. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, как и раньше, будет предусматривать предоставление населению бесплатно всех видов медицинской помощи. За плату же гражданам будут предоставляться медицинские услуги на иных условиях, чем по программе государственных гарантий. Плюс отдельные виды услуг, например, по косметологии, зубопротезированию и т.д. Также организации могут оказывать населению платные немедицинские услуги (бытовые, сервисные, транспортные и иные), предоставляемые дополнительно по желанию пациента.
Необходимо отметить, что никакая услуга не является бесплатной, даже оказываемая гражданину, застрахованному в системе ОМС. Потому что в любом случае она оплачивается – за счет бюджетных средств, средств системы ОМС. Теперь закреплен конкретный перечень медицинских услуг (и отдельных условий их оказания), которые не подлежат оплате за счет личных средств граждан при оказании медпомощи в рамках программы государственных гарантий.
– Что изменится для потребителей услуг?
– Порядок оказания медпомощи с точки зрения всех без исключения пациентов не должен измениться. Для повышения доступности и качества вводятся стандарты при наиболее распространенных заболеваниях и патологических состояниях. В них четко определяется и прописывается весь комплекс необходимых процедур и дается перечень используемых лекарств. При этом все, что входит в стандарт, должно предоставляться бесплатно. Таким образом, сокращается время ожидания приема врача, время выполнения необходимых исследований.
– А кто будет контролировать качество услуг?
– Сохраняется государственный контроль качества и безопасности медицинской помощи. Пациенты за защитой своих прав могут обращаться в государственные надзорные органы, в частности, в Росздравнадзор. Также по закону об обязательном медицинском страховании можно обращаться в страховые медицинские организации, которые фактически стали бесплатными адвокатами для пациентов.
Одновременно сохраняется ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, осуществляемый органами исполнительной власти, в частности, департаментом здравоохранения и фармации Ярославской области. Даже планируется разработка федерального закона, регулирующего вопросы страхования пациентов от врачебной ошибки. Таким образом, выстраивается четкая и эффективная система контроля.
– Как вы считаете, в лучшую сторону меняется ситуация с лекарственным обеспечением людей, страдающих редкими заболеваниями?
– Важной особенностью законопроекта является введение понятия «редкие (орфанные) заболевания» и закрепление мер поддержки больных этими заболеваниями путем обеспечения необходимыми дорогостоящими лекарственными препаратами за счет средств областного бюджета. До принятия законопроекта соответствующее финансирование приобретения дорогостоящих лека- рственных препаратов для лечения больных редкими заболеваниями не обеспечивалось.
Надо пояснить, что редкими считаются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев на 100 тысяч населения. Количество больных редкими заболеваниями, проживающих на территории области, будет уточнено после утверждения перечня таких заболеваний уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Это запланировано на срок не позднее июля 2012 года.
– Известно, что все муниципальные учреждения здравоохранения области с 1 января 2012 года передаются в областную собственность. Что это дает жителям региона?
– С 1 января 2012 года учреждения здравоохранения области переводятся на одноканальное финансирование. С 2013 года существенно увеличится тариф в системе обязательного медицинского страхования, что позволит повысить качество оказания медицинской помощи. Стандарты ее оказания будут обеспечиваться полным тарифом в системе обязательного медицинского страхования.
Передача муниципальных учреждений здравоохранения в областную собственность позволит активнее развивать межмуниципальные центры, усилить вертикаль власти и соответственно повысить ответственность органов и учреждений здравоохранения при оказании медпомощи гражданам.
Организация деятельности службы «Скорой помощи» также передается на уровень области. Эти подразделения в учреждениях здравоохранения муниципальных образований области будут оснащены системами навигации для обеспечения единой координации деятельности службы оперативно-диспетчерским отделом территориального центра медицины катастроф.