145 лет назад — 16 января 1867 года — в деревне Подмонастырская слобода, что в трех километрах от города Мологи, и в нескольких сотнях метров от древнего мологского Кирилло-Афанасьевского монастыря, в простой крестьянской семье родился Леонид Блинов, спустя годы ставший мастером русского маринизма, продолжателем творчества И. Айвазовского и А. Богомолова.
Биографические сведения о Леониде Демьяновиче Блинове очень скудны. В поисках сведений о его жизни пришлось не только несколько часов провести в Интернете, но и покопаться в пожелтевших страницах книг рыбинской и областной библиотек. Получить максимум информации довелось лишь в петербургской библиотеке им. Салтыкова-Щедрина.
Маринизм – (от итальянского слова marinus – морской) — произведение живописи или графики, изображающее морской вид, сцену морского сражения или иные события, происходящие на море. Основоположником данного направления в художестве был Айвазовский.
Детство Леонида Блинова прошло, как и у большинства простых крестьянских ребят дореволюционной России, – зимой катания с горки, летом походы на рыбалку и купание и, конечно, куда в деревне без этого, работа да забота, простая, но в то же время тяжелая. Уже в отроческом возрасте у Леонида проявились особенные, несравнимые с ровесниками, художественные способности. Поначалу он рисовал все, что видел перед собой – храмы, деревни, людей, животных, уже позже стал все это собирать в единое целое, из чего получались картины.
В 1878 году родители отдали 11-летнего мальчика учиться в ярославское народное начальное училище. Успехи в учебе и рисовании позволили отлично его окончить и в 1885 году поступить в Императорскую Академию художеств работать маляром-грунтовщиком. Но переезд из родной деревни в Петербург требовал в те времена благословение родителей и согласие уездного руководства. Последние видели в Блинове перспективного мастера живописи и без колебания помогли ему в благом начинании, а вот родители, понимая, что без мужской помощи содержать хозяйство будет сложно, все же с трудом, но согласие дали, и Леонид уехал работать в академию маляром. Так Блинов покинул родные мологские края, любимую им деревню Подмонастырская слобода, навсегда став для нее всего лишь редким гостем.
После того как Леонид отработал в Академии целый год маляром, за проявленный талант он был принят в Академию учеником-вольнослушателем на отделении живописи. В те времена поступить и учиться в Императорской академии могли лишь дети либо знатных людей – дворян или князей, либо людей богатых – купцов или фабрикантов. Но Блинову помогали не связи и общественное положение, а талант, простая любовь к живописи. В студенческие годы он обращал свое художественное внимание на окружающий его мир. Его картины выполняли роль современного фотоаппарата, с точностью до деталей отображающие предмет. Некоторые из его работ до сих пор хранятся в архивах Академии.
Учеба в Императорской Академии сложна, но Блинову она давалась легко. Его картины не раз становились примером для других учащихся.
Как отличника в 1889 году от Академии и Главного Морского Штаба его назначают в кругосветную экспедицию на теплоходе «Москва» под руководством управляющего морским министерством адмирала Ивана Алексеевича Шестакова. Точных сведений об этой экспедиции нет, однако известно, что именно во время нее у Блинова зародились первые картины на морскую тему, тему, которая стала для него основной в последующем творчестве.
В 1893 году за картину «Выход яхты «Гогенцоллерн» из Кильского канала» Леонид Блинов был пожалован золотым портсигаром с драгоценными камнями от императора.
В 1982 году Блинова отправляют в следующее кругосветное путешествие, на этот раз к берегам Индии, Японии, Австралии. На два года экспедиции и активной творческой работы учебу приходится бросить. Но, вернувшись в 1887 году, продолжает учиться дальше и в этот же год получает малую серебряную медаль, а через год большую золотую медаль за картину «Морской вид». Весной он «на отлично» заканчивает обучение, а 8 июля 1894 года ему присваивают звание классного художника II степени. Всего за время 9-ти лет учебы в Академии Блинов принял участие в пяти походах русских коммерческих и военных кораблей по Черному и Балтийскому морям, ходил с русской эскадрой к берегам Америки на празднование 400-летия открытия американского континента Христофором Колумбом.
Зимой 1894 года, спустя 10 лет разлуки, Блинов поехал в гости к родителям в Мологу, за годы его отсутствия умер его отец, у двух братьев и трех сестер появились свои семьи… Но надолго в деревне Леонид Демьянович не задержался, в Петербурге его ждала новая работа главным художником и руководителем художественной группы министерства водного транспорта Российской Империи. Его задачей было запечатлеть жизнь Российского флота.
За отлично выполняемую работу император Александр III ему выделяет квартиру в центре Петербурга.
Спустя несколько лет работы труды Леонида Демьяновича Блинова стали набирать все большую популярность не как рабочие картины министерства, а как произведения искусства. В 1899 году его картины с видами кораблей, моря были выставлены в Академии художеств, затем в галерее Санкт-Петербургского общества художников. А в 1900 году он провел персональную выставку своих картин в Ялте, где в двух залах экспонировалось 382 его произведения. Место было выбрано не случайно. Выставлять картины на морскую тему в Крыму, на родине И.К. Айвазовкого, – поступок смелый, если не дерзкий. Но выставка имела огромный успех. Смотреть ее приезжали из столиц и из заграницы. Ее восторженно встретило сообщество российских художников.
Очень часто Блинов рисовал по личным заказам императоров Александра III, Николая II и великих князей. Для них он писал портреты военных кораблей, пароходов и яхт.
В 1900 году по состоянию здоровья Леонид Демьянович был вынужден оставить работу, и поселиться жить в Крыму, где климат благоволил его самочувствию. Император Николай II пожаловал для Блинова там имение. 14 июля 1903 года в возрасте 36-ти лет Леонид Демьянович Блинов скоропо- стижно скончался. Его творческое наследие, несмотря на короткий период активной художественной деятельности, весьма обширно: несколько сотен картин, множество рисунков и этюдов. Сегодня его картины хранятся и экспонируются в государственных галереях России и Украины, они хранятся в частных собраниях, но самая большая коллекция работ Леонида Блинова находится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге, в Государственном Русском музее и научно-исследовательском музее Российской академии художеств. Однако веяния времени все же не спеша уничтожают художественное наследие этого гениального человека.
На сайте живопись-мира.ру (www.zhivopismira.ru) можно встретить информацию о продаже подлинников картин Леонида Блинова. К примеру, картина с изображением корабля во время бури под названием «Штормит», размером 30х50, выполненная маслом на холсте в начале ХХ века, стоит всего полторы тысячи евро. Копейки по современным меркам деньги. Всего в полторы тысячи евро оценивают наследие гения маринизма, редкого направления в художестве! Это несправедливо! Как несправедливо и то, что мы забыли и не исследуем наследие этого талантливого художника, родина которого покоится на дне Рыбинского моря…
Благодарю Марину ЛИННИК из г. Санкт-Петербурга за помощь в подготовке и написании материала