В Рыбинском музее работает выставка «Художники Маковские», посвященная творчеству удивительно одаренной художественной семьи.
Думал ли скромный московский бухгалтер Егор Иванович Маковский, что станет отцом сразу четырех художников (а также одной актрисы) и дедом еще двух (а также известного арт-критика «серебряного века» Сергея Маковского)?!
{image1} Конечно, ничего случайного не бывает. Егор Иванович — один из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества, не просто страсно любил искусство, но и лично регулярно брался за кисть и карандаш, создавая вполне схожие портреты близких, а за учебный рисунок натурщика даже получил медаль Академии художеств. Артистической натурой была и мать семейства – Любовь Корнеевна Молленгауэр. В молодости она славилась своим пением, которое ценили Глинка и Рубинштейн.
Однако дети затмили своих родителей. Ведь среди братьев-художников были Константин и Владимир Маковские — несомненные величины в русском искусстве XIX века, и к тому же величины такие разные…
И Константин, и Владимир образование получили в Москве, в том самом училище живописи, к основанию которого приложил свои силы их отец. Закончили замечательно, что сподвигло Константина продолжить образование в Петербурге, в знаменитой Академии художеств. Он и здесь преуспел, получив в 1861 году малую золотую медаль. Казалось бы, стоило попытать счастья в конкурсе на Большую золотую медаль, сулившую поездку в Италию. Но тут… все 14 конкурсантов заявили академическому начальству, что будут писать работы лишь на «свободную тему». Начальство проявило твердость, и строптивцы, забрав дипломы, ушли «в жизнь», образовав легендарную «Артель художников». Через некоторое время Константин стал и одним из учредителей знаменитого впоследствии Товарищества передвижников. Вот только поступки, продиктованные чувством товарищества, на самом деле мало отвечали художественным идеалам Константина Маковского.
Этому художнику всегда искренне нравилось все красивое, точнее, богатое, пышное, эффектное. Уже во время учебы в Академии художеств он писал импозант-ные портреты столичной знати (один из них, датированный как раз годом «бунта14», можно видеть на выставке). Позднее к ним добавляются столь же импозантные картины… почти что о чем угодно. Их темой мог служить и боярский быт XVII века с румяными красавицами в кокошниках, и мусульманские обычаи, и современные крестьяне («Дети, бегущие от грозы»). «Ему все равно, что писать – лишь бы было красиво!» — негодовали принципиальные передвижники. «Конечно, все равно – главное, чтобы красиво!» — эхом отвечали поклонники таланта художника. Действительно, в этом была и сила, и слабость художника.
Красота его полотен часто граничит с красивостью, но живописец так искренне увлечен ею, так блестяще хороша его эффектная живописная манера, что несомненный дар Константина отмечали даже его идейные противники. А уж поклонники были просто в восторге. Константин Маковский был едва ли не самым популярным портретистом у тогдашней элиты – генералы, князья, если купцы, то уж самые аристократичные. И, конечно, очень богатые. На выставке этих портретов: одиночных и групповых, средних, больших и очень больших — немало. И увы, почти все они сейчас числятся по разряду неизвестных. Бывшие хозяева жизни теперь смотрят на нас в виде безымянных надменных господ, роскошных дам, милых ребятишек (среди которых, правда, удалось вычислить будущего лидера умеренно-правых в предреволюционной Думе Петра Балашова).
Владимир Маковский, учтя опыт брата, в Академию художеств поступать не стал, что не помешало ему, как и брату, со временем получить звания и академика, и профессора. Он тоже стал передвижником, но куда более последовательным, чем Константин.
Пожалуй, именно Владимира Маковского можно считать наиболее типичным олицетворением «передвижничества», с его обращением к жизни простого человека, актуальным темам, включая политику. Изображал Владимир Маковский и сходки «оппозиционно настроенной молодежи», и разорение банка, и московские ночлежки (т.е. – бомжей. Темы, современные и для XXI века!) И просто многочисленные картины, рассказывающие о жизни крестьян и горожан, с их маленькими радостями и трагедиями. Иногда они чересчур, в лоб, идейные, как полотно «Сестры» — самая большая его работа из представленных на выставке. Нередко художник, потакая публике, всегда любившей занимательность, делает своеобразные иллюстрации к бытовым анекдотам. Однако лучшие из его произведений бытового жанра исполнены теплого юмора, неподдельного сочувствия, иногда – даже поэзии. На выставке представлена не только его живопись, но и литографии, большинство которых иллюстрирует повести Н.В. Гоголя. {image0}
Если два знаменитых брата твердо заняли видное место в истории искусства XIX века, то фигуры их родственников поневоле оказались в некоторой тени. Это не совсем справедливо.
Николай Маковский, проживший не слишком долгую жизнь, не только успел получить образование сперва архитектора, а затем – художника, но и внес свой вклад в развитие русского пейзажа. На выставке представлены выполненные им поэтичные виды волжских городов и египетских улочек.
Для многих будут открытием почти миниатюрные по размеру работы Александры Маковской – старшей сестры художников.
Вполне добротны, продолжающие традиции XIX столетия картины следующего поколения Маковских – Александра Владимировича и Елены Константиновны.
В общем, выставка отличается редкостной для провинции полнотой (в Рыбинске экспонируется почти 60 работ – всё, что удалось разместить в двух выставочных залах). Пусть на ней нет тех хрестоматийно известных произведений, которые хранятся в столичных музеях, зато широко представлено то, что можно увидеть, лишь проехав по музеям Ярославля, Рыбинска, Переславля, Вологды, Иванова, Костромы.
Идея собрать все эти работы вместе принадлежит сотрудникам Ярославского художественного музея. И вот теперь, после успешного показа в Ярославле и Вологде, она работает в нашем городе, после чего, в конце марта, продолжит свое путешествие.
Эти картины братьев Маковских известны всем. На выставке в музее вы увидите другие работы знаменитых художников.