Театральный коллектив впустил своего зрителя в святая святых — за кулисы. Как ведут себя актеры на репетиции и за сценой во время спектакля, можно увидеть в комедии «Театр» по пьесе Майкла Фрейна.
{image0} Сценарий переложен на рыбинскую действительность. Актеры называют друг друга реальными именами. Первый акт. В рыбинском театре драмы идет репетиция спектакля «Тарелка сардин». Время около полуночи, несколько часов до премьеры, актеры путают моменты выхода, выясняют отношения между собой и задают неуместные вопросы режиссеру. С грехом пополам, неоднократно, как заедающая пластинка, повторив каждую сцену, разбитая и утомленная труппа наконец расходится. Некоторым зрителям от однообразного повторения сцен и реплик первая часть кажется затянутой и отчасти непонятной — к чему это было показывать? {image1}
Понимание приходит после антракта. Массивные декорации (на одну их установку требуется шесть часов) поворачиваются к зрителю обратной стороной. На перилах и перекладинах — костюмы, на табуретках и ступеньках — реквизит, вокруг — тревожная суматоха. Второй акт. Несколько минут до премьеры, в зале — аншлаг, актеры паникуют, выясняют отношения, задают вопросы внезапно появившемуся режиссеру. Третий звонок. Дальше — спектакль. Но он происходит на другой стороне, скрытой от зрителей. До нас доносятся только голоса актеров, по которым мы узнаем ход истории (сценарий нам уже известен). Происходящее же перед нашими глазами похоже на танец — бесконечно смешной, быстрый, чувственный…
По ощущениям спектакль «Театр» напоминает частичную смесь из капустника и спектакля «Мы не одни, дорогая». Часть из капустника — это выход актеров за границы сцены. Не припомню другой такой постановки, где актеры блуждали бы по залу. А здесь это происходит. Но в этом плюс: наглядное представление, что для актера театр — это не только сцена, но и зрительный зал, куда он выходит во время репетиций, и пространство за занавесом, где он переодевается и готовится к следующему акту. За пределы сцены вынесли и допотопный столик режиссера, куда еле поместилась лампа, распечатка сценария и чашка кофе. Сам режиссер — персонаж собирательный, наделенный всеми необходимыми атрибутами — командным голосом, непременным шарфом, небрежно повязанным вокруг шеи, ярко-красной рубахой.
Спектакль в спектакле — «Тарелка сардин» — комедия положений. Место действия — дом, в который пробралось несколько людей — хозяева, прячущиеся от налогов, парочка, облюбовавшая его как место свидания, некстати задержавшаяся в свой выходной экономка, вор-домушник. Так что тем, кто остался впечатлен уже упомянутым спектаклем «Мы не одни, дорогая» советую сходить и на «Театр».
{image2} Зрителям интересно заглянуть за кулисы, увидеть скрытое от их глаз. И вот, наконец, сценаристы, режиссеры, актеры предоставляют нам такую возможность…
— Но какой интерес театру раскрывать свои карты? — спросила я режиссера спектакля «Театр» Антона Неробова.
— В драматургии есть пьесы, которые считаются пиком жанра. Все знают, что лучшая история о любви — «Ромео и Джульетта», самая ужасная трагедия — «Гамлет». Для режиссеров таким пиком среди комедий положений является пьеса Майкла Фрейна «Театр», — пояснил свой интерес режиссер. — Большего количества положений и придумать нельзя, каждая ситуация доводится до абсурда. Мы, в первую очередь, хотели сделать великую шутку — посмеяться над собой. А подглядывать всегда очень интересно. Когда идешь мимо дома, интересно, что происходит на его первом этаже. Интересно, как у художника рождается картина. Вот мы и позволили зрителям немножко подсмотреть за нами.
{image3} Актеры рыбинского драмтеатра признаются: за их кулисами тоже случаются всяческие казусы. Один просыпает, другой пропускает выход на сцену, третий вообще не приходит на спектакль. Выкручиваются… Во имя любимого и… пристрастного зрителя, который сядет в кресло и на два часа погрузится в увлекательнейшие события.
Фото Татьяны ПетрушовОЙ