Трагедия, разыгравшаяся под вечер 7 сентября 2011 года в аэропорту Туношна, всколыхнула не только Ярославскую область, но и всю Россию и многие зарубежные страны. Особенно гибель своих любимцев — хоккеистов «Локомотива» — оплакивали жители нашего региона. Общее горе всколыхнуло всех. В тот вечер со свечами в руках в областном центре у стадиона «Арена-2000» собралось до десяти тысяч ярославцев. Одновременно с ними на центральную рыбинскую площадь имени Дерунова вышло до двух тысяч человек…
Что же произошло 7 сентября в аэропорту Туношна? Сегодня, спустя год, достоверно можно сказать, что Як-42, на борту которого находилось 45 человек, совершая взлет, выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы на грунт. Отрыв от земли был совершен с грунта, когда от окончания полосы самолет отделяло 400 метров. При этом угол взлета уже превышал допустимые пределы. Як-42 смог достичь высоты в 5-6 метров. Задел ограду аэродрома и мачту аэродромного обслуживания. После чего стал заваливаться на левое крыло, упал и разрушился.
Официальное расследование катастрофы провел Международный авиационный комитет (МАК). 2 ноября 2011 года МАК опубликовал итоги расследования. Непосредственной причиной катастрофы были названы непроизвольные нажатия на тормозные педали во время разбега самолета. Кто нажимал на педали — первый или второй пилот — определить не представилось возможным. Также, по официальному сообщению МАК, в организме второго пилота были найдены следы фенобарбитала, оказывающего тормозящее действие на центральную нервную систему. Кроме того, из медицинской документации стало известно, что у второго пилота развивался так называемый полинейропатический синдром, который проявляется в нарушении координации ног и контроля их пространственного положения. Выполнение полетов при таком заболевании категорически запрещено. Других причин катастрофы следствие не установило.
Непосредственно 7 сентября в результате катастрофы в Туношне погибло 25 хок-
кеистов команды «Локомотив», 4 тренера и 7 представителей обслуживающего персонала хоккейного клуба. Вместе с ними погибли и все шесть членов экипажа. Кроме них на борту Як-42 в пассажирском салоне в этот день присутствовали еще два представителя авиакомпании — инженеры по наземному обслуживанию воздушного судна. Один из
них — Александр Сизов, получивший в результате катастрофы ожоги 15 процентов
поверхности тела, переломы обоих бедер, свода черепа, ребер и повреждения грудной клетки, выжил. Также в течение нескольких дней врачи боролись за жизнь хоккеиста Александра Галимова. Но последний получил от 80 до 90 процентов ожогов поверхности тела, что несовместимо с жизнью. Галимов умер в Москве 12 сентября.
Спустя год мы решили восстановить картину катастрофы в Туношне и последующей спасательной операции, встретившись с участниками тех событий. К сожалению, встретиться с Александром Сизовым оказалось невозможно. Авиакомпания «Як Сервис», где работал Сизов, после случившегося была ликвидирована. Сам Александр, как удалось узнать из неофициальных источников, до сих пор лечит пострадавшие в результате катастрофы ноги. От общения с прессой, как нам объяснили, он категорически отказывается. Свои воспоминания того трагического дня Сизов озвучил лишь в беседе с представителями МАК, проводившими расследование катастрофы. По словам
Александра Сизова, никаких замечаний к работе авиатехники ни при подготовке к полету, ни в ходе взлета не было. Сизов отметил, что не видел, кто управлял самолетом во время взлета. Момент самой катастрофы он не запомнил, помнит лишь, как лайнер взлетал. В следующий момент Сизов очнулся в воде, которая пылала — загорелся разлившийся керосин.
А вот сотрудники полиции, дежурившие в тот день в районе аэропорта Туношна и непосредственно участвовавшие в операции по спасению Сизова и Галимова, события того дня помнят во всех подробностях. И именно на их воспоминаниях основываются два следующих материала.