Конституцией нам гарантировано право на получение образования. Но как быть, если ребенок в силу состояния здоровья не может наравне со сверстниками ходить в школу, участвовать в олимпиадах, заниматься творчеством? Навсегда поставить на образовании крест? Нет. Оказывается, есть решение. Современное, действенное. И главное — доступное.
НА СМЕНУ ТРАДИЦИЯМ
Организация обучения детей-инвалидов — задача непростая, требующая индивидуального подхода и, как ни крути, хлопотная. Хлопотная для всех сторон. Создать для ребенка удобное рабочее место дома. Обеспечить его учебниками-тетрадками. Состыковать занятия учителя с надомниками с расписанием уроков в школе. Перечень забот можно продолжить и дальше…
В то же время ребенок получает меньше знаний по сравнению со своими сверстниками, учащимися в школе. На изучение дисциплин ему отводится гораздо меньшее (почти в два раза) количество часов, чем в школе. Большинство практических работ ему просто-напросто недоступны — ну как можно провести химический опыт в условиях обычной квартиры? И, конечно, дополнительные уроки, будь то занятия музыкой или олимпиада по математике, остаются за бортом его возможностей. Не в силу способностей. В силу обстоятельств — он фактически ограничен пространством своей комнаты и квартиры.
ОБУЧЕНИЕБЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ
Сейчас принято говорить: «Новые технологии приходят в нашу жизнь». Приходят они в том числе и в жизнь школьную — как обычных учеников, так и обучающихся на дому. В 2009 году заработал национальный проект «Развитие дистанционного образования для детей-инвалидов». В Ярославле была образована Школа дистанционного обучения, которая занялась воплощением проекта в жизнь в нашей области.
Принципиальное отличие нового подхода — обучение через Интернет. Занятия с ребенком, как и прежде, проводят учителя, только общение с ними происходит не в личной беседе, а через компьютерную программу «Скайп».
Школа дистанционного обучения по сравнению с традиционной образовательной программой дает три основных преимущества. Первое — увеличение количества часов, отведенных на изучение предметов. Обучаясь на расстоянии, ребенок получает такой же объем знаний, что и его сверстники в школе.
В Рыбинске 22 ребенка-школьника обучаются дома с применением дистанционных технологий. Еще трое находятся полностью на дистанционном обучении.
Второе — школа предоставляет полный комплект оборудования, необходимого для обучения, начиная от компьютера и заканчивая наушниками, и осуществляет его техническую поддержку. Даже если в квартиру или в дом ученика не проведен Интернет, специалисты техслужбы школы подключат его бесплатно. Кроме того, ребенок получает специальные программы-помощники в учебе — цифровую лабораторию «Архимед» для проведения опытов в домашних условиях, цифровой микроскоп, конструктор «Лего» для изучения программирования. Недостаток знаний в области владения компьютером и техникой восполнят специалисты школы, обучив и ребенка, и родителей — им навыки тоже пригодятся.
Немаловажно отметить, что финансирование проекта идет из федерального бюджета. Получая технику и возможности для образования детей, родители не несут никаких денежных затрат.
Наконец, обучение в такой школе позволяет ребенку быть активным и полноценным участником образовательного процесса. Если ребенок захочет заниматься, к примеру, музыкой, необходимое для этого оборудование также доставят ему домой. Дополнительные занятия, кружки, участие в олимпиадах по школьным предметам, подготовка и сдача ЕГЭ на одних условиях с другими выпускниками — все это теперь доступно детям с ограниченными возможностями здоровья.
Прием в школу требует выполнения трех условий: ребенок должен быть с сохранным интеллектом, необходима справка об инвалидности и рекомендация врача к дистанционному обучению. Приступить к учебе можно в любое время, вне зависимости от класса и школы, где ребенок учился прежде.
КУДА ОБРАЩАТЬСЯ
Консультации по поступлению в Школу дистанционного обучения в Рыбинске дает департамент образования. По телефону: 22-24-81 и по адресу: ул. Крестовая, 139, каб. 309 — можно обращаться к Наталье Валентиновне Яровенко.
Информацию о школе также можно узнать в общеобразовательном учреждении, где обучается ребенок.
Задать вопросы можно и напрямую в Школу дистанционного обучения, адресовав их Ирине Александровне Кориковой. Телефон: (4852) 51-55-93, адрес в
Ярославле: ул. Юности, 15.
МНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
Было бы неправильно поставить точку, не узнав мнения непосредственных участников дистанционного обучения — учеников и их родителей. Мы обратились к Марине Нечайкиной, маме шестиклассника Павла. Уже два года, как Паша полностью перешел на дистанционное обучение.
— Первое и главное, что нужно сказать о Школе дистанционного обучения, — это индивидуальный подход к ребенку, — рассказывает Марина Вениаминовна. — Обучение, наверно, можно сравнить с хорошим репетиторством. Очень хорошие учителя (среди них есть и ярославцы, и рыбинцы), ориентированные на работу с такими детьми, умеют с ними общаться, находить подход, объяснять.
Нам есть с чем сравнивать: мы успели поучиться и в обычной школе, и дома, и совмещали дистанционное обучение с домашним. Но последнее мы посчитали очень трудным — нужно согласовывать время прихода учителя с дистанционными уроками, для ребенка это дополнительная нагрузка и переживания. Выбрали полностью дистанционное и очень довольны этой системой.
Нам выдали всю технику, научили ею пользоваться. Ребенку теперь достаточно выйти в «Скайп», и он уже учится. У него определенный график каждый день, он встает утром и знает — когда у него уроки, когда время для личных дел. И я даже заметила, что ребенок стал более спокойным.
Я думаю, что для ребят с проблемами со здоровьем эта школа — очень хороший выход. Главное, нет вреда здоровью ребенка. Он дома, рядом родители, под рукой лекарства. Если ребенок устал, заболел — урок всегда можно прервать, перенести, а позже — восстановить.
Когда Паша отправлялся в санаторий, техническая служба предоставила ему ноутбук. Не нужно было тащить с собой учебники или тетради — он так же связывался с учителями и выполнял задания.
Для нас, родителей, так же как и во всех обычных школах, проводятся родительские собрания. Нам не нужно отрываться от дома, от дел и ехать в Ярославль, мы тоже связываемся с учителями по «Скайпу».
Каких-то проблем за время обучения у нас не возникало, разве что в технической части. Но главное, что школа стремится решить возникающие проблемы и трудности.
Нам остается только дополнить, что однажды выбранный вариант обучения можно изменить. Родители вправе решать: перейти полностью на дистанционное обучение, или совместить его с обучением на дому, или отправить ребенка в школу. Технологии позволяют взять максимум знаний по школьной программе, а затем, возможно, и получить профессию. Выбирайте.