Домой История ДОМ БЕНДТА

ДОМ БЕНДТА

0

В 1852 году на месте современного дома номер 63 на улице Крестовой стоял деревянный одноэтажный дом, принадлежавший наследникам купца А.Т. Зубова.

{image1} В 1860 году дом купил купец С.А. Жеребцов, снес его и на этом месте построил двухэтажный кирпичный дом, сохранившийся до настоящего времени.
В 1899 году дом стал собственностью личного дворянина Юлия Владимировича Бендта (1860 – 1921). Личное дворянство присваивалось гражданским лицам и не передавалось по наследству. Но дети личных дворян становились почетными гражданами.
Ю.В. Бендт родился в Новгороде. Окончил Императорский Московский университет (ныне МГУ имени Ломоносова), получил звание провизора (аптечного работника высшей квалификации). Провизор имел право на самостоятельную фармацевтическую деятельность и управление аптекой.
В 1888 году Ю.В. Бендт приехал на жительство в Рыбинск и перевел сюда завод минеральных и фруктовых вод, основанный его отцом в 1866 году в Мологском уезде Ярославской губернии.
Когда Ю.В. Бендт купил дом номер 63 на Крестовой, то разместил завод в двухэтажном флигеле во дворе. Это здание из красного кирпича также сохранилось и ныне.
Продукция завода была высочайшего качества, славилась по всему Поволжью.
Рекламируя продукцию, владелец завода писал:
«Воды минеральныя, фруктовыя и ягодныя завода Ю.В. Бендтъ в Рыбинске. Приготовляются на дистиллированной воде, на лучшем рафинадном сахаре, безъ всякихъ красокъ, искусственныхъ эссенций и тому подобныхъ вредныхъ примесей».
В 1895-1917 годах Ю.В. Бендт являлся гласным (депутатом) Рыбинской городской думы. В Думе он работал в комиссии по народному здравию. Ю.В. Бендт был также членом Рыбинского научного общества и неоднократно оказывал Обществу финансовую помощь. {image0}
Палатки, торговавшие водами, стояли на многих улицах и площадях Рыбинска. Когда началась первая Мировая война, некоторые рыбинцы, предположив, что Ю.В. Бендт по национальности немец, потребовали, чтобы с палаток сняли вывески. Тогда Юлий Владимирович направил в газету «Вестник Рыбинской биржи» письмо-опровержение:
«Покорнейше прошу редакцию «Вестник Рыбинской Биржи» поместить в ближайшем номере издаваемой ею газеты следующее: в субботу вечером несколько лиц на Ярморочной площади потребовали снять вывески с палаток, торгующих водами фирмы, принадлежащей Ю.В. Бендт, почему я нахожусь теперь вынужденным довести до всеобщего сведения, что я, владелец этой фирмы, Юлий Владимирович Бендт, есть Российский дворянин, родился в Старом Новгороде, от отца русского верноподданного, родившегося в Юрьеве, как и дед мой. Жена и дети мои православные, и весь род наш ничего с германскими немцами не имел и не имеет и ни в каком родстве с ними никогда не состоял, так как род наш происходит от шведов, живших на присоединенных землях еще Петром Великим 200 лет назад. В настоящее время два родных брата и много других ближайших родственников – все православные, и все проливают кровь свою против общего нашего врага. Вследствие изложенного я считаю крайне неосновательным приравнивание меня к германским немцам.
Примите уверение в совершеннейшем почтении. Ю. Бендт».
В 1996 году потомок Юлия Владимировича – Николай Николаевич Бендт, живший в Астрахани, послал запрос в Шведский национальный архив с просьбой разъяснить происхождение его фамилии. Ему ответили, что есть такая шведская фамилия, но редкая.
В 1917 году, в связи отсутствием сырья Ю.В. Бендт вынужденно закрыл завод. А далее наступило еще более тяжелое время.
Ю.В. Бендт был женат на женщине из мещанского сословия – Ольге Евгеньевне, урожденной Ягненковой. Супруги родили пятерых сыновей и дочь. В августе 1918 года, словно предчувствуя предстоящую акцию Красного террора, когда многих рыбинских купцов расстреляли без суда и следствия, Бендты, захватив младшего сына Виктора, бежали из Рыбинска в Полтаву.
{image2} Через некоторое время Ольга Евгеньевна вернулась в Рыбинск. В доме номер 63 уже не на улице Крестовой, а на проспекте Ленина размещалась редакция газеты «Известия Рыбинского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов» (будущие «Рыбинские известия»). Ольга Евгеньевна со старшим сыном Борисом поселились в небольшой комнатке на улице Луначарского.
В 1923 году Бориса Юльевича Бендта судили за участие в Рыбинском восстании против советской власти в июле 1918 года.  Б.Ю. Бендта приговорили к пяти годам лишения свободы. Не оставили его в покое и после выхода на свободу.
В 1929 году газета «Рабочий и пахарь» (опять же будущие «Рыбинские известия») опубликовала список лиц, лишенных избирательных прав, в том числе:
«Бендт Б.Ю. как сын крупного заводчика и домовладельца, Бендт О.Е. как жена крупного заводчика и домовладельца».
Правильнее было бы назвать Ольгу Евгеньевну вдовой. Ю.В. Бендт скончался в 1921 году. Рыбинское научное общество на одном из заседаний того года почтило его память.
За Волгой, на берегу речки Старый Ерш, Бендты имели до 1918 года двухэтажную дачу. В 1923 году отдел коммунального хозяйства Рыбинского горисполкома, на балансе которого находилась дача, поселил там некоего Высоцкого. Новый квартирант немедленно приступил к расхищению дачного имущества.

Предыдущая статья«СЕРДЕЧНЫЕ» ОТНОШЕНИЯ
Следующая статьяФРАНЦУЗ ИЛИ РУССКИЙ?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.