«За сохранность ценных вещей администрация магазина ответственности не несет». Знакомая надпись? Она украшает стену каждой торговой точки с системой самообслуживания. Казалось бы, все просто – не клади в ячейку кошелек, документы и мобильный, и будет тебе счастье. Но нет, воры зарятся даже на авоськи с продуктами. А охрана торговых точек им в этом не препятствует.
Пенсионерка Мария Ивановна решила завершить свой променад посещением супермаркета «Молодежный» на 50 лет ВЛКСМ , 32. Будучи дисциплинированной клиенткой, она аккуратно поставила сумку с купленными ранее товарами в металлическую ячейку, закрыла ее ключиком и пошла за продуктами. А когда вернулась, то обнаружила, что ее сумок и след простыл. Женщина бросилась к охраннику, скучающему рядом с кассами. Тот обещал просмотреть записи с камер видеонаблюдения. И каково же было удивление Марии Ивановны, когда мужчина рассказал, что его коллега видел, как двое молодых людей вскрывали ячейку. Но не стал вмешиваться, потому что в его обязанности это не входит. Более того, Мария Ивановна оказалась не единственной, кто пришел к пустому ящику. В это же время была вскрыта еще одна ячейка. По предварительной версии события развивались по следующему сценарию. Молодые люди, изрядно навеселе, положили свой пакет в ячейку, а потом забыли, в какую именно. Номер 11 на их жетоне им, видимо, ни о чем не сказал, или молодчики и вовсе не знакомы с арабскими цифрами, поэтому они начали открывать все ячейки, к которым подходит ключ. Как ни странно, но подошел он еще к двум камерам – 16 и 17. Содержимое первой ячейки их не впечатлило, а сумка Марии Ивановны с телефоном, ключами и продуктами удовлетворила желаниям взыскательных взломщиков. Забрав авоську, они проявили чудеса конспирации, положили в ячейку пакет из другого ящика и даже оставили свои вещи, которыми оказалась старая шапка, и ушли.
Мария Ивановна написала заявление в полицию, запись с камер изъяли, но теперь правоохранительным органам предстоит очень постараться, чтобы найти злоумышленников. Вопрос с возмещением убытков изначально даже не ставился. На все претензии сотрудники ИП Мишневой твердили одно: «За сохранность ценных вещей администрация магазина ответственности не несет». Охраннику три вскрытых одним ключом ящика странными не показались.
Так зачем же нужны охранники в магазинах, кроме того, чтобы ходить за покупателями по пятам по торговому залу и пристально контролировать, все ли взятое с витрин доносится до корзинки? Согласно законодательству, магазин несет ответственность за ваши вещи, но только в том случае, если вы заключили договор хранения, в котором указали подробный перечень того, что находится в ваших сумках. Ни в одном из супермаркетов, расположенных в Рыбинске, вы такого договора не найдете. Да и для покупателей это крайне неудобно. А значит, можете смело проходить в торговый зал вместе с пакетами. На протесты охранников смело вызывайте администратора магазина и требуйте книгу жалоб, а заодно и положение закона, по которому вас отказываются пускать. Единственное «но»: у вас должны быть чеки на товары, аналогичные тем, что продаются в торговой точке, в противном случае могут возникнуть проблемы на кассе. Хотя система штрих-кодирования, внедренная в каждом более-менее крупном магазине, с легкостью поделит товар на свой и чужой.
На выходе из магазина вас почему-то остановили и требуют показать содержимое карманов и сумки? Что делать в такой ситуации законопослушному покупателю? «Главное —
не нервничать, — советуют юристы, — и помнить, что никто, кроме сотрудников полиции досматривать вас не в праве». Так что если у охраны возникли какие-то подозрения, а вы точно знаете, что ничего противозаконного не совершали, то смело требуйте вызвать наряд. При попытках осмотреть вас без присутствия полиции и против вашего желания, ссылайтесь на закон о частных охранных предприятиях, в котором черным по белому написано, что подобные процедуры могут проводить только люди в погонах. Если досмотр показал, что подозрения в отношении вас были беспочвенными, — а мы ведь говорим о добросовестных покупателях – можете смело требовать публичных извинений от сотрудников магазина.
Справедливости ради стоит отметить, что не все посетители магазинов идут туда за покупками, так же как и не все охранники — хамы, безалаберно относящиеся к своей работе. Поэтому, наверное, не так сложно соблюдать закон, чтобы подобные ситуации в наших магазинах не возникали.