Границы города к 1913 году
К 1913 году был сформирован облик города, дошедший до нас в современной исторической части, были построены нынешние памятники архитектуры: пожарная каланча, новая биржа, железнодорожный вокзал, костел, коммерческое училище. В территориальном отношении Рыбинск в начале ХХ века располагался на правом берегу реки Волги, при впадении в нее Черемхи (Черемухи). С юго-западной стороны города в Черемху впадала Кормица (Коровка). Главная часть города раскинулась между Волгой и Черемхой вверх по Волге, выше устья Черемхи. Число жителей составляло в 1913 году 32900 человек.
В 1913 году городская управа отчитывалась городской Думе по бюджету Рыбинска: доход города составил 882442 рубля 69 копеек, расход — 876985 рублей 65 копеек. В городе было зарегистрировано торговых предприятий I разряда —
40, II — 393, III – 476, IV – 171, складов – 91, промышленных предприятий I-VIII разряда – 292, паровых судов – 80.
Здесь жили и работали люди из разных городов Российской империи: Варшавы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Вольска, Москвы, Новгорода, Полоцка, Калязина, Бежецка, Тотьмы, Весьегонска, Торжка, Вологды, Кинешмы, Солигалича, Витебска, Мышкина, Пошехонья, Мологи, Углича, Ярославля. Город отличался своей веротерпимостью. На одной улице, в одну линию, стояли культовые здания разных конфессий: православный храм Спаса Нерукотвор-
ного, немецкая лютеранская кирха, польский католический костел, невдалеке – старообрядческий молельный дом, а 1915 году была построена синагога.
Хлебная торговля
К 1913 г. Рыбинск был пятой пристанью по объему грузооборота в России после Нижнего Новгорода, Царицына, Астрахани, Ярославля. Главная торговая деятельность Рыбинска проявлялась в скупке и продаже хлебных товаров. Оптовая торговля велась на Рыбинской хлебной бирже, существовавшей с 1842 г. Биржевой комитет не только следил за правильностью заключения сделок, но и занимался улучшением условий судоходства, т.е. упорядочением торговых путей и улучшением способов и условий движения по ним судов, а также распоряжался отчислениями Волжско-Камского банка для развития коммерческого образования в стране.
Пароходство
Важной отраслью экономики города было пароходство. Свои представительства в Рыбинске имели компании «На Волге», «Кавказ и Меркурий», «Самолет», и др. На Волге располагалось
9 пристаней. Для стоянки судов зимой в городе была построена в 1904 г. гавань на реке Черемхе. Здесь можно было встать на ремонт в сухой док. В начале XX века начинают ходить пассажирские пароходы, как пригородного, так и дальнего сообщения. Газеты того времени пестрят рекламными объявлениями о рейсах на комфортабельных пароходах от Рыбинска до Нижнего Новгорода, от Нижнего Новгорода до Самары, Астрахани.
Промышленность города
Три отрасли: мукомольная (в 1913 г. — №1 в городе — давала 73% всей валовой продукции, и 20% всех рабочих), лесопильная и канатное производство были основными и ведущими отраслями города. В 1913 г. в Рыбинске было 10 крупнейших мельниц, имеющих 215 вальцевых станков, 24 жернова, 1023 рабочих. В пищевой отрасли работали пиво-медоваренный завод «Северная Богемия» И.И. Дурдина, основанный в 1878 году (старейшее предприятие современного Рыбинска), заведение искусственных минеральных вод Ю.В. Бендта, колбасные заведения К.А. Ершовой и кондитерская фабрика М.И. Матвеева.
Следующей ведущей отраслью было лесопильное производство. Из 38 лесопильных заводов, которые находились в Ярославской губернии, 12 располагались в Рыбинском уезде.
Особое место среди предприятий по технической оснащенности занимали фабрики Журавлевых: судостроительный, судоремонтный, кирпичный, конный заводы, канатная фабрика, лесопильня, молочная ферма, находившаяся в селе Аббакумове. На них работало 1213 человек.
В деревне Лосево товариществом «Братья Нобель» строится крупнейший судостроительный завод СЛИП, начавший свою работу в 1907 г. С появлением железной дороги создаются Главные железнодорожные мастерские по ремонту вагонов и паровозов. Это было самое крупное предприятие города.
Можно выделить еще одно направление в промышленности – обработка минеральных веществ. В окрестностях города работали 15 кирпичных заводов, гончарно-изразцовый завод В.А. Аксенова, фарфоровая фабрика М.С. Кузнецова.
Таким образом, промышленность Рыбинска была ориентирована на обслуживание транспорта и перерабатывающие отрасли. Особенность промышленного развития в данный период состоит в том, что основные предприятия были расположены в сельской местности, близ города, но числились как рыбинские.
Продолжение следует
О.С. ГОЖАЛИМОВА, сотрудник Рыбинского музея-заповедника