Домой ЖКХ Вари, котелок

Вари, котелок

0

Один на всех

Изменения в сфере проведения капитальных ремонтов многоквартирных домов регулирует новый закон N 271­ФЗ от 25 декабря 2012 г. Согласно его положениям каждый собственник теперь обязан откладывать копеечку с квадратного метра общей площади на проведение ремонтных работ в доме. Хотя, как сказать, копеечку… Минимальный взнос, установленный в Ярославской области, составляет 5 рублей 86 копеек с «квадрата». Для стандартной «двушки» платеж будет равен 260 рублям в месяц.
Как пояснила финансовый директор регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области Любовь Наумкина, копить можно тремя способами:
­ для ТСЖ и ЖСК предусмотрена возможность открытия собственного специального счета. Собственники сами решают, сколько, кому и за что платить. Но если в ТСЖ входят несколько домов, то общее число квартир не должно превышать 30. В других случаях формула проста: один дом – один счет.
­ если дом находится в зоне ответственности УК или управляется непосредственно жильцами, то возможны два варианта.
1. Счет открывает региональный оператор. В Ярославской области это Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов, и счет является общим для всех. Средства собственников поступают в один котел, а дальше, как в сказке про сороку­-ворону: этому дала, этому дала, а этому не дала, не накопил.
2. Собственники открывают спецсчет у регионального оператора. В общем котле появляется их отдельная поварешка, но чтобы получить ее, владельцы должны предоставить полный пакет документов и взять на себя организацию и проведение ремонта: определить вид работ, собрать необходимую техдокументацию, выбрать подрядчика, подписать акт приемки услуг. После предоставления всех необходимых бумаг средства будут перечислены собственникам.
Способ накопления и размер взносов устанавливают жители на общем собрании. Важно, что первое совещание должно быть очным. Если его не удастся организовать, возможно заочное голосование.
­ Если жильцы не выберут способ накопления самостоятельно, то за них этот выбор сделают органы местного самоуправления. В подобных случаях счет открывает региональный оператор, и деньги поступают в общий котел, ­ пояснила всю безвыходность ситуации Любовь Наумкина.
Способ накопления можно поменять, а вот платить меньше установленного уровня не получится. Деньги из фонда направляются только на проведение капитальных работ. Потратить накопленное можно на ремонт крыш, фундаментов, фасадов, подвалов, замену инженерного и лифтового оборудования и другие виды работ. По каждому установлена предельная стоимость, которая будет индексироваться ежегодно. Содержание самого аппарата фонда ложится на бюджет, собственники на зарплату сотрудникам не скидываются.
В программу, по словам Любови Наумкиной, может войти любой дом за исключением ветхого и аварийного фонда. Собственники могут увеличить минимальный размер взносов.

И все на одного

Старшие по домам, руководители КТОСов буквально закидали представителей фонда вопросами. Главные из них касаются очередности ремонтов. Как ждать запланированный на 2017 год ремонт крыши, если она течет здесь и сейчас? Как жить в доме с лифтом, если он работает по графику «сутки через трое»? Будут ли возвращены деньги, если жители сделают ремонт своими силами, так как проблема не терпит отлагательств?
­ На очередность проведения ремонтов в том или ином доме влияют несколько факторов: год постройки, состояние дома до приватизации, текущее техническое состояние. Я согласна, что эти критерии не дают объективной картины, и распределение не всегда справедливо, но при выборе мы всегда опираемся на такой принцип – в первую очередь необходимо выполнить тот вид ремонта, непроведение которого спровоцирует аварийную ситуацию. Если в доме уже за счет жильцов выполнены работы, предусмотренные законом, то потраченные деньги, подтвержденные документально, засчитываются в счет накоп­лений, ­ пояснила Любовь Наумкина.

Она посоветовала старшим по домам очень внимательно отнестись к нежилым и арендуемым помещениями, найти всех владельцев и пользователей, потому что обязанность уплаты взносов распространяется и на них. У рыбинцев возникли вопросы, за счет каких источников будут финансироваться работы в первые годы, пока идет накопление основных средств, и можно ли рассчитывать на поддержку государства или оно самоустранилось, переложив на плечи собственников все материальное бремя по содержанию обветшалого жилого фонда? Финансовый директор пояснила, что механизмы финансирования поменялись, и большая часть полномочий в этом вопросе передана на уровень регионов. Но бюджетные вливания продолжатся, в ближайшие три года проведение капитальных ремонтов будет происходить за счет господдержки. Однако размер участия казны с каждым разом будет все меньше и к 1016 году составит 6%. Кроме того, все положенные человеку льготы будут распространяться и на оплату взносов. Если у гражданина есть 50% скидка на услуги ЖКХ, то и за капитальный ремонт он будет платить в два раза меньше. Семья может претендовать на субсидую, если совокупные траты на коммунальные услуги превышают 17% от общего дохода.
Рыбинцы интересовались также, насколько обосновано участие банков в проведении капитальных ремонтов, ведь заемные средства предполагают начисление процентов, выплата которых ляжет на плечи собственников. Предусмотрена ли выплата процентов по вкладам? Покроют ли они инфляцию? Любовь Наумкина четко дала понять: деньги в общем котле – не чьи­то личные, это средства фонда, который кроме взносов берет на себя еще и риски, кредитуя выполнение работ до накопления необходимой суммы. Остается открытой и проблема должников. По закону уплата отчислений ­ прямая обязанность каждого собственника, но общероссийский долг за услуги ЖКХ в 248 миллиардов рублей говорит, что для многих призыв к гражданскому долгу ­ весьма сомнительный аргумент.
В целом беседа прошла нервно и местами – на повышенных тонах. Причина людского недовольства одна – платежи растут, а результата не видно. И не станет ли новая инициатива очередной черной дырой, которых так много в системе ЖКХ?

Светлана ИЗРАЙЛЕВА

Мнения

Аморально и асоциально

Дополнительной финансовой нагрузки на собственников можно было бы избежать в случае более эффективной работы с должниками, считает председатель ТОС Зачеремушного района Лариса Харчева. Пока же реформа ЖКХ, по ее мнению, сводится к тому, что все многолетние проблемы сферы решаются за счет повышения тарифов и средств населения.
— Реформе ЖКХ 20 лет, и все эти годы мы наблюдаем только рост коммунальных тарифов и усиление нагрузки на добросовестных плательщиков. Между тем, работать нужно над собираемостью долгов. Ресурсоснабжающие компании недополучают огромные суммы, деньги не работают, проблемы копятся и требуют все больших вложений. Люди по 14 лет не платят за жилье, и никаких действенных мер влияния на них не существует. К примеру, в нашем доме на Горького, 1, 224 квартиры, из них 211 исправно платят за услуги ЖКХ, но оставшиеся 13 семей имели задолженность 800 тысяч рублей! А есть дома, где эти суммы измеряются миллионами. Мы обращались с просьбой к нашему депутату Константину Долгову, чтобы он вышел к областным коллегам с предложением выступить с законодательной инициативой о внесении изменений в Жилищный кодекс. Необходимы дополнительные рычаги влияния при сборе платежей, ужесточение и реальные меры ответственности для должников. Если человек не платит за квартиру, он не будет платить и взносы на капитальный ремонт, и о какой копилке мы тогда говорим?
Я к новой системе отношусь крайне негативно, потому что это дополнительное финансовое давление на население. В свете того, что летом нас ждет очередное 6% повышение тарифов, введение еще одной обязательной статьи расходов асоциально, а в случае с пенсионерами просто аморально.
Много вопросов вызывает механизм работы фонда с собственниками нежилых помещений. У нас частникам принадлежат два этажа, и меня беспокоит выполнение ими своих обязательств по отчислению взносов. При этом нам удалось провести в доме три вида работ по 185­му закону, который я считаю белым пятнышком по всей реформе ЖКЖ, и техническое состояние здания сейчас очень неплохое. А сколько в городе домов, нуждающихся в срочном ремонте? Кто проконтролирует выделение им необходимых денежных средств? Я убеждена, в деньги нужно хранить в своем кошельке, поэтому в Рыбинске должен быть свой региональный оператор, тем более законодательно такая возможность предусмотрена.

В поисках справедливости

Новая система проведения капитальных ремонтов практически свела на нет участие в них управляющих компаний. По сути, собственники либо взаимодействуют с региональным оператором, либо «дружат» со своими коммунальными проблемами сами, распоряжаясь средствами со спецсчета. Тем не менее, замечаний по работе фонда предостаточно и у специалистов УК. Своими сомнениями поделился директор ОАО «Управляющая компания» Сергей Ситников.

— Во время приезда в Рыбинск представители регионального фонда около часа рассказывали нам о единой системе сбора денег с населения, объясняя, что средства рыбинцев, угличан, ярославцев делятся пропорционально. При этом неделей раньше до совещания в Рыбинске аналогичная встреча прошла в Кировском районе Ярославля. Там прозвучало, что из этого района, где проживают 56 тысяч человек, в программу вошли 127 больших многоквартирных домов. А из почти 200­тысячного Рыбинска в очередь попали только 39 домов. Причем, большинство — одноподъездные, четырех­ и восьми квартирные строения из Старого центра. В некоторых домах нет ни одного проживающего, только офисы и магазины. В этой связи у меня вопрос – о каком обновлении жилого фонда мы говорим? Объясните мне справедливость работы программы и принципы отбора?
Старшие по домам интересовались, почему есть фонд областной, но нет фонда местного? И я поддерживаю идею создания муниципального фонда, потому что деньги должны оставаться в городе. И дело даже не в том, как ими будет распоряжаться оператор, по каким критериям они будут распределяться между жилфондом, каким компаниям достанется больше, каким меньше. Принципиально важно, чтобы дома ремонтировали в Рыбинске, чтобы деньги, собранные с наших горожан, не уходили в другие города. Мы собрали за год 300 миллионов, значит, должны их все потратить в Рыбинске. А не так, что мы собрали с жителей 300 миллионов, а потратили в Рыбинске 100.
Ни один лифт ни в этом, ни в следующем году не вошел в программу ремонтов. У нас сплошь новые, современные подъемники, а лифтовое хозяйство не нуждается в обновлении? В прошлом году нами были выполнены экспертизы и получены заключения об аварийном состоянии двух больших домов — №146 по проспекту Ленина и каскадника. Ни один из них не был включен в программу. Мы ее делали, чтобы офисные здания в центре в порядок приводить и фасады красить? Есть дома аварийные, которые требуют незамедлительного внимания, есть проблемы, которые нужно решать в срочном порядке. Вот для этого нужен фонд.
Из реализации закона полностью исключили управляющие компании. Может быть, это и хорошо — нам спокойнее. Но с другой стороны, собственникам до 1 марта нужно провести десятки собраний с жильцами, до 1 мая подготовить огромное количество смет. Кому это придется делать? Некому.

Предыдущая статьяПАТП-1 не продали
Следующая статьяНовые выплаты

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.