Домой Политика Местное самоуправление снова накануне глубокой реформы

Местное самоуправление снова накануне глубокой реформы

0

— Геннадий Николаевич, вы начинали карьеру еще в сельсовете. Как изменилась структура местного самоуправления за время вашей работы?

— Сельская администрация – это первая и единственная запись в моей трудовой книжке. Я пришел работать в Михайловский сельсовет специалистом в 1993 году. Это был переходный период от советской системы МСУ к российской. В то время еще существовал Рыбинский район, на местах работали районный и сельские Советы народных депутатов. Система была вполне эффективной: все те практические вопросы, которые требовали решения на местах, – строительство дорог, колодцев, электроснабжение, почта, медицина и продовольствие — находили понимание на более высоком уровне. И все работало бесперебойно до тех пор, пока после реформы МСУ конца 1993 года Рыбинск и прилегающие сельские территории в марте 1994 года не объединились в Рыбинский муниципальный округ. Тогда в одночасье рухнуло многое. Во многих населенных пунктах не стало связи, начали закрываться почтовые отделения, ликвидироваться фельдшерские пункты. После ликвидации сельсоветов прекратились все полномочия местных властей. Были образованы сельские администрации, которые, по сути, не были самостоятельными, – это были подразделения администрации округа с ограниченным количеством полномочий и функций. Эта система привела к тому, что финансирование нужд сельских территорий стало осуществляться по остаточному принципу. Пришли в упадок важные объекты коммунальной инфраструктуры, социальной сферы, дорожного хозяйства. За 10 лет существования Рыбинского муниципального округа ничего не развивалось, а только рушилось.

— В 2003 году был принят новый закон о местном самоуправлении, что вы можете рассказать о нем?

— 131-й Федеральный закон мы изучали еще до его полного введения, ожидая от нового устройства положительных изменений, в первую очередь, потому что возвращалась самостоятельность местной власти, автономность бюджетов, который вполне могли наполнить районные налогоплательщики: в Рыбинском районе было достаточно предприятий, которые могли обеспечить необходимую финансовую подпитку.

В декабре 2005 года прошли выборы, а с 2006 года мы приступили к работе уже в статусе поселений. Мои ожидания оправдались, результат есть: за 7 лет было реализовано очень много мероприятий в Рыбинском районе, и, естественно, в Волжском поселении.

— С какими проблемами пришлось столкнуться при разделении города и района?

— Самым проблемным оказался процесс передачи имущества. По некоторым позициям он затянулся до 2010 года. Яркий пример тому – деревня Забава. Этот населенный пункт стал заложником всех ранее проводимых реформ. Он был построен 33 года назад и должен был стать частью Рыбинска. После определения границ Забава стала районной территорией.

Благоустроенные жилые дома, построенные с расчетом на постоянно функционирующую городскую систему водоотведения, были отрезаны от нее. При этом очистных сооружений в деревне не построили. И сейчас, в 21 веке, канализационные стоки этих многоквартирных домов вывозятся бочками! В этом году мы планируем построить в Забаве очистные сооружения. Уже готов проект, следующим этапом станет непосредственно строительство.

В 2010 году, когда были урегулированы все вопросы по определению собственников объектов коммунальной сферы, мы приняли решение самостоятельно исполнять коммунальные полномочия. Вместе с полномочиями мы получили от области и района имущество — объекты более чем 30-летнего периода эксплуатации, которые находились в крайне плачевном состоянии. Получив имущество, мы не получили ни одного рубля финансирования. Поэтому мы сразу стали заложниками этой ситуации: коммуналка требовала больших финансовых вложений на капитальные ремонты. И это частная модель того, что происходило и происходит по всей стране.

Еще одна немаловажная проблема органов местного самоуправления – это кадровый вопрос. Сегодня штат администрации поселения, работающей на 94 населенных пункта, – 10 человек, включая технический персонал, так законодательные требования к муниципальному служащему настолько высоки, что стоит проблема с поиском сотрудников. Заработная плата при этом катастрофически низкая. Например, у меня — главы поселения — зарплата меньше, чем у директора школы. Зарплата специалиста 10 — 12 тысяч рублей, а ответственность при этом колоссальная. Только за последнюю неделю уволились два сотрудника, опытные кадры, проработавшие свыше 12 лет в штате, и замену им найти непросто.

Но даже в таких условиях Волжское поселение единственное во всем Рыбинском районе исполняет все полномочия, которые установлены для поселений 131-ФЗ, а их более 30-ти. Можно было делегировать часть функций в район, но мы не боимся работы и исходим из того принципа, что жизнь человека на селе должна быть обустроена так, чтобы все услуги он мог получить на месте. Замечу, что при СССР так и было. У нас есть примеры, когда некоторые старожилы вообще не выезжали за пределы своего населенного пункта, не были даже в Рыбинске, потому что им не требовалось. Во все времена люди со своими проблемами приходили в сельсовет. Они, кстати, до сих пор так и называют нашу администрацию.

— Грядущие реформы МСУ могут затронуть и Рыбинск. В городе есть опасения по поводу раздела территории и дальнейшего взаимодействия округов. Насколько они оправданы, ведь район, по сути, давно живет по аналогичной схеме — есть поселения, есть глава, поселковые Советы депутатов и единый районный?

— На мой взгляд, опасения эти вполне оправданы. Принципиальное отличие города от района в том, что район всегда был не условно, а реально разделен на несколько территориальных единиц. Поэтому большинство объектов инфраструктуры в районе локальны. Но даже при этом возникло много сложностей с разделом и передачей имущества. Рыбинск же всегда был целостной территорией с общей коммунальной, дорожной, социальной инфраструктурой. Сложности при разделе этих объектов между районами неизбежны.

Кроме того, необходимо тщательно просчитать экономический эффект от проводимой реформы. К примеру, при делении один из районов получит такого налогоплательщика, как градообразующее предприятие — НПО «Сатурн». Этот район будет в экономически выгодном положении, но что останется двум другим? Хорошо, если они станут дотационными, тогда, возможно, город даже выиграет в финансовом плане, ведь тогда эти два района будут претендовать на дотации из областного бюджета. Конечно, предугадать это сложно.

— Сейчас и район на пороге очередных изменений. Что вас ожидает после реформы МСУ?

— Схема такая же, как для города. Изменения коснутся структуры власти. По новому проекту изменений 131-ФЗ в планах отмена прямых выборов главы района. Главу района будут избирать из своего состава депутаты районного Совета, который будет состоять из избираемых на прямых выборах глав поселений и депутатов Советов поселений, он же и возглавит этот Совет как его председатель (сейчас это – два различных должностных лица). Интересно, что районом управлять будет фактически сити-менеджер, назначаемый избранным по новой схеме главой района. Эта схема может быть вполне эффективной при определенных условиях, например, если главой района станет опытный политик с весомым авторитетом, а главой администрации — профессиональный хозяйственник, управленец, юрист.

Также кардинальные изменения коснутся разграничения полномочий. Например, те коммунальные полномочия, которые мы приняли несколько лет назад, в исполнение которых вложили много сил и средств, в случае принятия обсуждаемого сейчас в Федеральной Думе проекта изменений 131-ФЗ мы должны будем передать на уровень района. Получается, что мы, получив разваленное коммунальное хозяйство, ценой титанических усилий уже практически привели его в порядок, а теперь отдадим обратно. На мой взгляд, это несправедливо.

Проектом предусмотрено, что жилье также уйдет из ведения поселений. Целый ряд муниципальных услуг, ежедневно очень востребованных гражданами в администрации поселения, также планируется к исполнению только на уровне района. А это означает, что опять пострадают интересы простых селян, ведь за каждой справкой-бумажкой им придется за свои кровные ездить в город, в районную администрацию.

Вместе с тем, действительно, у поселения есть часть полномочий, которые мы не имеем возможности исполнять в должной мере по причине банального отсутствия финансовых средств, их запроектированная передача району вполне оправдана. Например, в сфере ГО и ЧС мы должны были бы создать свой спасательный отряд. Но это очень затратно, собственный отряд с полным парком техники, зданием, экипировкой, зарплатой работников бюджету поселения не потянуть. Хорошо, что на помощь пришли городские коллеги, мы заключаем ежегодно договор с городской спасательной службой. Возможно, после передачи этих полномочий на уровень района будет создан районный спасательный отряд.

Надеюсь, что в ходе обсуждений проекта изменений в 131-ФЗ, федеральные депутаты одумаются, и многие положения внесенного законопроекта изменятся. Я не боюсь грядущих изменений. Мы пережили много реформ, переживем и эту, перестроимся и будем работать в новых условиях. Помощи ждать не приходится, главное, чтоб не мешали.

Екатерина Иванова

Предыдущая статьяДеление без остатка
Следующая статьяПоле битвы — реклама

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.