Мир не без добрых людей
Звонок по телефону. Взволнованное: «Пропал человек». Время действовать, каждая минута на счету. Отработанная схема: оповещение в социальных сетях, смс-рассылка, формирование групп, распечатка ориентировок. Экипаж готов. Волонтерский отряд «ЯрСпас» оправляется на поиски.
Ярославская региональная общественная организация по содействию в поиске пропавших детей «ЯрСпас» создалась в марте 2012 году благодаря молодому парню Алексею Чернышеву, который впоследствии стал командиром и организатором отряда. Узнав о пропаже пятилетнего Роберта Ванинова в городе Вытегра Вологодской области, Алексей открыл группу поиска в социальной сети «ВКонтакте» и начал собирать народ. Откликнулось человек пять, затем с каждым возвращением в Вытегру добровольцев становилось больше, но найти мальчика живым так и не удалось.
На сегодняшний день в отряде примерно 20 активных волонтеров, подписанных на смс — рассылку о поисках, – порядка полутора сотен, почти 9 тысяч человек состоят в социальных группах отряда. С каждым поиском число добровольцев увеличивается.
Ушел и не вернулся…
«Уехал на заработки и не вернулся…», «Ушла из дома и не вернулась…» С каждым годом число пропавших людей увеличивается. Но самое страшное, что статистику пополняют дети и подростки.
— Чаще всего приходится искать детей 10-17 лет, то есть основная зона риска – от младшего подросткового возраста до юношеского, — рассказывает командир отряда Алексей Чернышев.
По его словам, дети пропадают по разным причинам, но основных — три. Одна из самых распространенных — это следствие невнимательного отношения взрослых к ребенку. Пока родители заняты собой и своими делами, ребенок предоставлен сам себе. Взрослые теряют детей в торговых центрах, на улицах, во время массовых мероприятий. Они, как правило, тут же спохватываются, но для трагедии хватает и нескольких минут. Вторая причина – криминал. Наивный ребенок может стать жертвой преступника, который легко втирается в доверие.
— К сожалению, родители не всегда объясняют своему ребенку простые истины: не разговаривать и никуда не уходить с незнакомыми людьми, не садиться к ним в машину, громко звать на помощь при малейших подозрительных действиях, — рассказывает Алексей.
Третья причина — самовольный уход из дома — самая распространенная в случае пропажи несовершеннолетних в Ярославской области.
— Если с первыми двумя причинами удается справиться благодаря отличной работе правоохранительных органов, то решить проблему самовольного ухода ребенка из семьи намного сложнее. Как правило, она кроется в многолетнем недопонимании между детьми и родителями, в равнодушном отношении родителей к своим детям, в отсутствии уважения к личности ребенка, — поясняет командир отряда.
Высокий уровень
Порядка 90 % пропавших детей удается вернуть домой – это высокий показатель совместной работы поисковиков и оперативных служб. В 2013 году «ЯрСпас» участвовал в поисках 18 детей, четверых подростков волонтерам удалось обнаружить самостоятельно, остальные были найдены в связке с полицией. Главный и наиболее действенный инструмент поиска – информирование. Чем больше человек будут оповещены, тем выше вероятность, что пропавших кто-то увидит и сообщит об этом. Крайне важно, чтобы взрослые донесли до детей элементарные правила личной безопасности и научили, как действовать в экстренных ситуациях. Для этих целей «ЯрСпас» при поддержке студии кино и телевидения Дома детского и юношеского творчества Дзержинского района снял ролики с социальной рекламой под названием «Судьба твоего ребенка — в твоих руках». В них авторы обращают внимание взрослых на основные причины пропажи детей, родительскую ответственность показывают , что в первую очередь безопасность детей зависит от них. Ролики размещены в сети Интернет, на официальных страницах отряда и на сайте Уполномоченного по правам ребенка в Ярославской области.
Битва экстрасенсов
Надежда, как известно, умирает последней. Обезумевшие от горя родители готовы пойти на все, чтобы вернуть своего ребенка домой. От безысходности они обращаются за помощью к шаманам, ясновидящим, колдунам, экстрасенсам и прочим обладателям якобы паранормальных способностей, чтобы услышать только одно слово «жив». Да и сами «видящие» активно предлагают свои услуги, разумеется, на платной основе. При этом цинизм и бесчеловечная жестокость не знает границ. Так, маме Вани Мирова ежедневно поступают звонки и СМС-сообщения от неизвестных, которые требуют денег и утверждают, что ее сын и исчезнувшая вместе с ним Даша Жаворонкова находятся у них. За возвращение детей они просят 500 тысяч рублей. Однако, когда мать просит прислать фотографии детей, чтобы удостовериться в правдивости информации – разговор прерывается.
— Мое отношение к людям со «сверхспособностями» резко отрицательное. Ни один экстрасенс в нашей практике ни разу не указывал хотя бы приблизительно местонахождение человека. На мой взгляд, это выкачивание денег и пиар на чужой беде, — рассказывает командир информационной группы Елена Гусева.
Есть и просто психически нездоровые люди, которые считают, что у них есть дар, и выдают версию за версией, часто на грани здравого смысла. Проверять все эти «видения» — безрезультатная и неоправданная трата человеческих, технических и финансовых ресурсов. Но когда хочется верить, становится уже не важно – во что.
Как поясняет руководитель отряда Алексей Чернышев, он и сам однажды поверил провидице, которая через два месяца после пропажи Роберта Ванинова пришла в отряд и горячо убеждала, что мальчик жив, и она знает, где он находится. Алексей поднял на ноги волонтеров, организовал транспорт и поехал в указанное место. Роберта там не нашли. Его обнаружили совсем в другом месте и, как показала экспертиза, малыш утонул в тот же день, как пропал.
Надежда есть
В феврале этого года горе коснулось двух семей Рыбинского района. 10 числа в поселке Песочное ушли из дома и до сих пор не найдены Ваня Миров и Даша Жаворонкова. Вечером того же дня детей искали местные жители, а уже утром в Песочном развернули оперативный штаб сотрудники СК, МЧС, полиции, представители местной администрации, волонтеры «ЯрСпаса» и отряда «Лиза Алерт». Откликнулись совершенно незнакомые люди, которые прибывали с каждым днем и спрашивали только одно: «Чем помочь?» Задействован был каждый, группы пешком прочесывали территории обоих берегов Волги, вглядываясь в каждую яму и овраг, колесили на снегоходах и квадроциклах, проверяли заброшенные дома и здания. В небо поднялся параплан, под воду опустились водолазы. Во всех соседних населенных пунктах были проведены опросы, волонтеры прочесывали лесные массивы, распространяли ориентировки далеко за пределами Ярославской области. 5 апреля «ЯрСпас» возобновил поиски детей в районе Песочного. Искать малышей вышли волонтеры «ЯрСпаса», ПСО «Ты не один» (Череповец), добровольцы из Москвы и местные жители. Они прочесали 25 квадратов территории, и снова никаких зацепок. Но до сих пор поиски Вани и Даши не принесли результатов. На сегодняшний день о судьбе маленьких детей ничего не известно.
— Поиски будут продолжаться до тех пор, пока детей не найдут, — говорит командир поискового отряда Алексей Чернышев.
В мае запущена вторая информационная волна по всем регионам страны. Поисковики будут рады любой помощи в распространении ориентировок о Ване и Даше.
Алена ЯЗЫКОВА