Финальные работы
Более двух лет длился ремонт здания железнодорожного вокзала постройки начала прошлого века. Вокзальный комплекс является историческим наследием наших предков. Реставраторы ответственно отнеслись к сохранению первоначального облика вокзала — элементы архитектуры преимущественно восстановлены в том виде, в каком их видели горожане начала и середины прошлого века. Внешний облик и цвет фасадов, вазоны и декоративные элементы по краю крыши, козырьки над входами, лепнина на стенах, узор плитки на полу, филенки и переплеты дверных полотен – все по исполнению приближено к образцам 1905 года. Реставраторы и строители старались учесть все до мелочей – от оттенка стеновой плитки в фойе до формы кронштейнов на столбах навеса над перроном. Особенно ценно, что восстановительные работы проводились комплексно – отреставрированы не только фасады здания, но и внутреннее убранство помещений. Реконструирован и перрон. Теперь над платформой построен дебаркадер, который защитит пассажиров в случае непогоды.
В связи со сложностью и дороговизной работ сроки сдачи объекта неоднократно переносились. Одновременно с нашим вокзальным комплексом компания «Российские железные дороги» ремонтировала еще восемь вокзалов. Реставрация рыбинского оказалась самой дорогой — всего на восстановление здания, внутреннее обустройство помещений и перрона потрачено порядка 500 миллионов рублей. В настоящий момент работы уже близки к завершению, и можно рассчитывать, что открытие вокзала состоится уже в начале августа.
Архитектура движения
Наталья Гончарова, архитектор-реставратор, курирующая работы по восстановлению железнодорожного вокзала, увлеченно и подробно рассказывает о проделанной работе, обращает внимание на уникальные с культурно-исторической точки зрения моменты:
— В процессе работы перед нами стояла непростая задача – сохранить исторический облик здания и одновременно адаптировать его к сегодняшним высоким эксплуатационным требованиям, сделать его максимально удобным и безопасным для пользования. Так, нам по требованиям безопасности пришлось предусмотреть в здании дополнительные входы, оборудовать туалеты, задействовав подвальные помещения, переоборудовать и спрятать систему отопления, разместить в залах приборы противопожарной сигнализации.
Наталья Гончарова отмечает положительные моменты проделанной работы, хотя трудностей перед строителями и реставраторами возникло немало. В реставрации здания принимали участие специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга и Ярославля. Сложно было подобрать цветовую гамму для стен фасада и залов ожидания, но в результате все же удалось обустроить интерьеры по моде того времени. Много усилий пришлось потратить изготовителям, чтобы попасть в тон бирюзовым образцам настенной плитки, прежде скрытым под толстым слоем синей масляной краски.
Лишь отдельные работы по ремонту смогли выполнить рыбинские мастера. Наталья отмечает знающих свое дело столяров, которые изготовили дверные полотна, и кузнецов, выковавших ограждение лестницы в нулевой этаж. Столкнулись реставраторы и с тем, что некоторые материалы из-за их уникальности невозможно купить в России. Так, напольная плитка, которая не утратит своей красоты при неизбежном истирании, изготавливалась в Германии, и плиточникам пришлось несколько раз перекладывать полы, чтобы добиться необходимого качества работы. Подвески из сплава стекла для люстр, которые сделаны по сохранившимся образцам, были специально заказаны и привезены из Турции.
В ходе работ строителями возведен дебаркадер над перроном. Внешний вид этого навеса полностью восстановлен по сохранившимся фотографиям. Работы по монтажу колонн, декоративных кронштейнов, фонарей на платформе еще ведутся, Наталья Гончарова настаивает и на замене современных крышек люков на тротуарах на приближенные к историческим образцам.
— Здание должно работать, дышать, отапливаться. Хочется, чтобы с такими усилиями и любовью отремонтированное здание эксплуатировалось пользователями бережно, с пониманием его уникальности и исторической значимости, — говорит архитектор Гончарова.
А вокруг – тишина
Одновременно с ремонтом вокзала ведутся работы по реконструкции привокзальной площади. Но, в отличие от успехов в ремонте здания, здесь дела пока обстоят не так благополучно.
Ремонт привокзальной территории начался в ноябре 2013 года. На все строительные работы и благоустройство Вокзальной площади выделено 112 миллионов рублей. Из них 88 миллионов — средства Дорожного фонда, остальные — из городского бюджета. Предполагается, что отремонтированная Вокзальная площадь радикально изменится. На обновленной территории проектировщиками предусмотрено достаточно парковочных мест для легкового и пассажирского транспорта, спланированы стоянки для междугородных автобусов и остановки маршрутных такси. Будут на новой площади зеленые зоны и тротуары, «зебры», оборудованные пешеходными светофорами.
В связи с ремонтом привокзальной площади поменялась схема движения городского транспорта, движение ограничено, перенесены в непривычные места остановки автобусов и троллейбусов, что доставляет горожанам много неудобств.
Вначале строители бойко взялись за дело – расчистили площадь от старых деревьев, убрали асфальтовое покрытие, навозили песка и даже установили опоры уличного освещения. Но в настоящее время видимых работ на площади не ведется, песчаные холмы зарастают травой, строительная площадка имеет неопрятный вид, по ней хаотично разбросаны строительные материалы, поддоны, мусор.
А ведь осень, сезон уборки урожая, не за горами. Дачники активно используют железнодорожный транспорт для вывоза урожая с пригородных участков и нуждаются в возможности удобно и безопасно воспользоваться и городским транспортом.
До 1 октября 2014 года, намеченного срока сдачи работ по реконструкции площади перед железнодорожным вокзалом, еще есть время. Но видимое состояние ремонта уже сейчас может служить поводом для беспокойства горожан. Представители городской администрации пока воздерживаются от официальных комментариев по этому поводу, обещая дать пояснения на этой неделе. Ждем.
Надежда Лазарева