Древняя технология
Фелтинг, как модно сейчас называть этот вид рукоделия, в простонародье означает валяние из шерсти. Это самая древняя техника создания текстиля. История этого необыкновенного вида рукоделия уходит корнями в далекое прошлое. Согласно легенде, возникновение первого валяного изделия связано с Великим потопом. Помещенные в Ноев ковчег овцы роняли свою шерсть на пол, а затем взбивали ее копытами. Таким образом, был создан первый валяный ковер.
В действительности техника валяния из шерсти пользовалась популярностью во всех государствах, где были одомашнены овцы и козы. Кочевники были первыми людьми, оценившими уникальные свойства войлока. Они делали из шерсти дома, одежду — стельки, бурки и мужские головные уборы, предметы интерьера — ковры, дорожки, подушки, скотоводческое снаряжение — детали седла, чепраки и попоны для коня, большие войлочные сумки для перевозки грузов, утварь — мешки для хранения чая, мелкой посуды и прочих мелких предметов, подстилки для новорожденных телят.
На Руси войлок появился в эпоху монголо-татарского ига. Гораздо позже, около двухсот лет назад, в России научились валять из шерсти валенки. Но кроме валенок на Руси изготавливалось также сукно, которое было достаточно популярным, войлоки для хозяйственных нужд и валяные шапки. Сегодня войлоковаляние превратилось в интересную форму художественного самовыражения.
Достойный пример
В очередной раз забравшись в социальные сети и пытаясь найти для себя какое-нибудь новое занятие, Катя наткнулась на выставку художницы Ирины Андреевой под названием «Теплый день». Это история о родительском доме и проведенном в нем детстве, о важных для каждого человека моментах жизни. Серия небольших историй-сюжетов, объединенных одним днем маленькой девочки и кошки. Пианино, диван, телевизор, шкаф, холодильник с пельменями и другие предметы были сваляны из шерсти почти в натуральную величину. Катя — актриса театра кукол, и будучи человеком творческим, она по достоинству оценила мастерство художницы и, вдохновленная, поспешила в магазин за всем необходимым.
— Это рукоделие не требует особых затрат. Для валяния необходимо всего две специальные иглы, шерсть, ну, и конечно, желание, — рассказывает рукодельница. — Используя это, можно сделать вообще что-то невероятное – ковры, вазы, игрушки в человеческий рост.
Первыми валяными достижениями Кати были крохотные божьи коровки, пчелки, улитки, которые стали прекрасным дополнением живых букетов в цветочном магазине.
Набив руку, мастерица делает забавных человечков, животных, цветы, бусы, броши, которые завораживают своей красотой, изысканностью и оригинальным исполнением.
— Делая, например, куколку, сразу хочется сделать ей в дополнение кроватку. Если сделала мальчика в кафтане, ему, значит, надо санки в руки. И вообще, придумывая свои истории, одновременно учишься еще чему-то. Так, не могла найти лапки для птенчика, пришлось сделать самой из запекаемой полимерной глины, — рассказывает девушка.
Катя — человек очень самокритичный и требовательный, поэтому ей необходима постоянная поддержка и ответная реакция людей на все то, что она делает. Если это спектакль в театре, то она слушает аплодисменты, если валяние, то ей очень важна оценка ее работ.
— Очень приятно, когда людям нравится твоя работа, когда слышишь положительные отзывы. Бывает, понравится моя игрушка человеку, – я ее просто дарю, пусть радует. Был такой случай, что как-то незаметно раздарила все игрушки, а когда полезла смотреть — у меня и пакет пустой, — вспоминает Екатерина.
Сухое и мокрое валяние
Техника валяния делится на два вида: сухое и мокрое. При сухом валянии кусок шерсти скатывают ладонями, а дальше с помощью специальной зазубренной иглы протыкают много раз, создавая определенную форму. При этом волокна рвутся, сцепляются, образуется однородный материал — войлок. С помощью сухого валяния создают объемные изделия: игрушки, бижутерию, куклы, фигурки.
— Это очень монотонное и долгое занятие, на которое надо потратить немало времени, но результат будет непременно радовать. Иглу нужно втыкать перпендикулярно к плоскости валяния, не делая большого размаха, и с первого раза, конечно, не получится быстро. У меня много иголок полетело в мусорный бак, потому что ломались. Добиться надо такого результата, чтобы изделие стало плотное, тогда оно не потеряет свою форму. Я проверяю так: соединяю подушечки большого и безымянного пальцев. Мышца на ладони становится еще более напряженной. Таким на ощупь должно быть изделие. Это здорово, когда из обычного скатанного руками шарика получается туловище, потом голова с очертаниями, ножки, ручки. Главное здесь терпение, — рассказывает Катя Мясоедова.
Мокрое валяние осуществляют, распределяя мыльный раствор по шерсти, сваливая его вручную, и создавая таким образом полотно. Такая техника удобна для создания плоских вещей: одежды, украшений, сумок, обуви, шляп, ковров, палантинов, панно и картин.
— Если в первом случае — это занятие все-таки для взрослых, потому что используется игла, то во втором случае можно привлечь и детей, они будут в восторге, и для развития рук полезно, поверьте мне как педагогу, — смеется Катя. – Еще с детьми можно сделать красивые новогодние шарики на елку, и это тоже делается легко и интересно для детей. Берешь кусок шерсти, кладешь его в капроновый чулок, закрепляешь с двух сторон и отправляешь в стиральную машину. Получаются шарики, которые впоследствии можно украсить, например, вышивкой, стразами, бусинами.
Да и вообще, к детям у Кати особое отношение. Свое мастерство она хочет не продавать, хотя и признается, что было бы неплохо, а хочет учить этому детей, проводить уроки по рукоделию, ведь валяние — это не один вид мастерства, чем может похвастаться молодая девушка.
Это просто хобби
— Когда я беру в руки иглу и овечью шерсть, то полностью отключаюсь от работы и проблем и погружаюсь в валяние. Начинаю думать, что выйдет, как лучше сделать, приходят новые идеи, — рассказывает Катя. – Но не подумайте, я не сижу целыми днями и ночами, как это может показаться, это всего лишь мое хобби.
Однако молодую девушки мне тут же сдали ее коллеги.
— Она постоянно с иглой и куском шерсти в руках, едем на гастроли — она дорогой валяет, и в перерывах между репетициями нашу Катю можно застать за валянием, — рассказывает Настя, соседка по гримерке.
Катя настолько заразительно рассказывала об этой технике, что я не смогла не взять в руки иглу и не попробовать. Через пару минут, признаюсь, я сдалась, поняв, что это очень сложная кропотливая работа, и решила просто восхищаться не только этим творчеством, но и этой девушкой.
Алена ЯЗЫКОВА