Ненужные вещи века
Вы когда-нибудь видели, как разворачивается железнодорожный локомотив? Или вы считаете, что у этого агрегата есть «задняя передача», которую он включает, добравшись до пункта конечного назначения? Большинство из нас, время от времени становясь пассажирами, вряд ли задумываются о том, каким образом поезд меняет направление.
Оказывается, есть несколько вариантов манипуляций, которые, в конечном счете, приводят к «заднему ходу» состава. Это сложные инженерные сооружения, основанные либо на уложенных определенным образом рельсах (например, разворотные петля и треугольник), либо представляющие собой подвижную ферму с участком рельсового пути. Последнее сооружение называется поворотным кругом и сегодня используется редко. По крайней мере, в Рыбинске образец поворотного круга ржавеет от невостребованности неподалеку от железнодорожного вокзала.
А когда-то, в период господства на железной дороге паровозов, именно этот круг обеспечивал движение поездов в разных направлениях, разворачивал локомотивы и переставлял их с одного пути на другой.
Его подвижная часть — ферма, похожая на часть железнодорожного моста, — опиралась на вертикальную ось, а по краям — на тележки наподобие вагонных, которые катились по кольцевому рельсовому пути, смонтированному в круглом углублении под фермой.
Рельсовый путь фермы находился на одном уровне с подъездными путями станции, и при определенных положениях фермы являлся как бы продолжением этих путей.
Последовательность действий была такая: локомотив въезжал на разворотный круг, круг поворачивался на нужное расстояние, рельсы круга и путей точно совмещались, и локомотив мог беспрепятственно выехать с фермы на выбранный подъездной путь.
Несмотря на сложность конструкции, поворотный круг был одним из наиболее распространенных устройств в России для разворота паровозов. Обусловлено это было, в первую очередь, компактностью сооружения по сравнению с разворотными треугольником или петлей.
С появлением тепловозов нужда в поворотных кругах отпала. В современных локомотивах применяются кузова так называемого вагонного типа с двумя кабинами управления, которые позволяют двигаться в обратном направлении без разворота. Для перемещения по путям существуют железнодорожные «стрелки», а для рыбинского разворотного круга остался один путь — на пункт сбора металлолома.
Фонтанирующая идея
Обезьяна, берущая в руки палку. Доисторический человек, добывающий огонь. Древний земледелец, средневековый воин, вальяжный купец. Молодой инженер с книгой в руке, космонавт, вернувшийся со звезды. Вся эта «дарвинская» линейка развития человека — в окружении искусственного водопада, высоких фонтанных струй, обрамленная светлыми мраморными плитами.
«В каком городе стоит этот удивительный фонтан?» — спросите вы. Мы могли бы ответить: «В городе Рыбинске, на площади им. П.Ф. Дерунова, в девичестве — Юбилейной». Могли бы, если в свое время, когда проект строительства и площади, и фонтана еще только обсуждали в партийных ячейках, райкомах и горкомах, этот вариант развития событий был бы принят, утвержден и реализован. Говорят, в чьих-то отчаянных фантазиях именно таким виделся главный рыбинский фонтан. И олицетворять он был должен ЭВОЛЮЦИЮ. От обезьяны — к ученому, от освоения огня — к исследованию космоса.
Никаких документальных сведений о проекте «Эволюция» не сохранилось. Остались только нечеткие воспоминания современников. Да и вряд ли проект был изложен на бумаге и подтвержден техническими расчетами. Просто кому-то очень хотелось сделать в Рыбинске красивый и познавательный фонтан, наглядно демонстрирующий, как труд меняет человека. И говорят, что эта идея была предложена рыбинским партийным боссам и даже ими обсуждалась. Но в начале шестидесятых прошлого века оригинальность была не в моде. Минимализм, пропагандируемый Хрущевым, надолго обосновался в советской архитектуре, искусстве, во всем, что было связано с образом жизни комсомольцев и коммунистов.
Фонтанирующая идея, если, конечно, она была высказана, сподвижников не нашла. Может, сказалось желание не выделяться из общей массы. А может, сочли несолидным ставить столь необычное сооружение рядом с Доской почета лучших рыбинцев — Героев Социалистического Труда.
В 1967 году строительство площади Юбилейной начали советские моторостроители, а фонтан возвели не менее советские приборостроители. В том виде, в каком он стоит до сих пор.
За сорок лет фонтан не раз реконструировали, меняли механические части, облицовку бассейна. В трудные девяностые годы фонтан не работал — тотальная экономия не позволяла тратить электроэнергию на развлечения. А некоторое время он переливался всеми цветами радуги — электрическая подсветка делала струи разноцветными.
Теперь бессмысленно гадать, как сложилась бы судьба фонтана, прими тогдашние отцы города проект «Эволюция». Как долго могли простоять фигуры дарвинской цепочки развития, и какие из них — обезьяна или инженер — дожили бы до наших дней? История рыбинского фонтана не знает сослагательного наклонения. Он такой, какой есть: любимое место отдыха молодежи и праздных горожан. Летом здесь отдыхают от жары и шума, зимой — любуются елкой и снежными фигурами. А эволюция идет своим чередом.
Рыбинская «чайка»
Рыбинск мог потерять самое красивое сооружение Верхней Волги, символ города и его визитную карточку — Спасо-Преображенский собор. Мог, но, к счастью, не потерял. А дело было так. Первоначальный проект строительства моста через Волгу, реализация которого началась в 1940 году, предусматривал уничтожение собора. Чем помешала «краса Волги» тогдашним строителям — теперь не имеет значения, строительство было отложено. А в конце пятидесятых был принят новый проект, и Рыбинск потерял только лестницу, по которой в 1777 году на берег ступила царственная нога Екатерины II. И приобрел шестипролетный шестисотметровый автомобильный мост, прозванный в народе «рыбинской чайкой».
Точная длина моста через Волгу — 640 метров, а вместе с мостом через Черемуху и путепроводом через железную дорогу — 1885 метров. В проектной документации он назван одним из крупнейших мостов на Волге. Высота моста от уровня воды до настила — 22 метра, а до высшей точки — 30 метров. Малые арки длиной 80 метров, две большие — по 128.
Два больших пролета — второй и третий от правого берега — судоходные. Второй предназначен для судов, идущих вниз по Волге, третий — для судов, поднимающихся вверх.
Интересно, что это первый мост в стране, сделанный не из сборного железобетона, а из монолитного. Самого же бетона при строительстве было потрачено 20 тысяч кубических метров.
Первоначальный проект моста в Рыбинске предусматривал не чугунные парапеты, а тоже бетонные. В те годы металл в строительстве использовали редко. Однако партийное руководство города настояло на изготовлении чугунных ограждений, которые были отлиты в литейках Рыбинска.
Архитектор моста — Сергей Уланов, брат великой балерины Галины Улановой — спроектировал для Рыбинска арочный мост с пролетными строениями, основными несущими конструкциями которых служат своды. При сооружении мостов наиболее трудоемким и дорогостоящим (до 50 процентов общей стоимости) является устройство опор. И вот в одной из них — пятой по счету — проблемы возникли в процессе строительства.
Эта опора, по воспоминаниям очевидцев, еще во время сдачи моста в эксплуатацию в 1963 году вызывала сомнения. Даже невооруженным взглядом можно было заметить, что плавно поднимавшееся к середине моста полотно у пятой опоры казалось опущенным вниз. Тогда это объясняли тем, что именно здесь сделаны отверстия для стока дождевой воды, а значит, впадина предусмотрена проектом. Дескать, мост слишком длинен, и долго бегущая по нему вода получила бы слишком большую скорость и постепенно разрушала бетон. Однако спустя 35 лет «дождевой сток» у пятой опоры вынудил перекрыть движение на мосту на два месяца и провести капитальный ремонт опоры. Технические ли просчеты стали причиной проблем, или непростые гидрогеологические условия — сегодня не берутся сказать даже специалисты. Любой мост — это сложное гидротехническое сооружение, а рыбинский, арочный, несимметричный из-за фарватера Волги, является особенно трудным для воплощения.
Как у любого необычного объекта, у рыбинского моста есть свои тайны и трагедии. За полтора года до окончания работ здесь произошла крупная авария, подробности которой открылись лишь в начале 90-х. 26 Января 1962 года группа монтажников находилась в верхней части арки. Одна такая металлическая конструкция даже без бетонного покрытия весила 105 тонн. Внезапно арка начала крениться и рухнула в реку, а вместе с ней в холодной зимней воде оказалось 14 человек. Спастись удалось только 12-ти строителям, двое погибли. Причиной происшествия была названа небрежность при укреплении вспомогательных конструкций.
…25 августа у рыбинского моста день рождения. В этот день в 1963 году здесь торжественно была разрезана красная лента, и с правого на левый берег Волги проехала первая машина. И сегодня мы уже не представляем себе город без огромных бетонных арок, так похожих на крылья чайки.