Стандартный подход
Схему взаимоотношений между учебным заведением и потенциальным работодателем прописывает федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового времени. Он предполагает, что заинтересованный в молодых кадрах предприниматель принимает активное участие в обучении своего будущего работника. Предложение заманчивое, но воплощения на практике не получившее.
— Идеология ФГОСа была такова — мы готовим специалистов под конкретное производство по заказу работодателя. Набираем группу, допустим, из 20 человек. Для составления учебного плана приглашаем работодателя, который поясняет, что он хочет получить от специалиста. Мы, в свою очередь, за счет вариативной части учебной программы, а это немало — треть учебного времени, включаем те дополнительные компетенции, которые требуются именно на данном предприятии, — рассказывает заместитель директора по учебной работе Ирина Осокина. — Но как только заходит речь о том, что работодатель получит специалистов только через четыре года, он теряет интерес к сотрудничеству. Потому что работник ему нужен завтра, а может быть еще и вчера. А еще требуется приложить усилия, чтобы помочь нам составить учебный план, предоставить место для прохождения практики. В итоге работать на таких условиях у нас не получается.
Поскольку на каждом предприятии свои особенности производства и требования к сотрудникам, учреждению приходится учитывать мнения разных работодателей и готовить практически «универсального солдата». Тогда после выпуска молодой специалист сможет сориентироваться в разнообразии трудового рынка, найти свое место в жизни и достойную зарплату. Однако подобная альтернатива не так уж и плоха. Выпускник получает выбор, которого при подготовке по узкой специальности у него могло бы и не быть.
Шаг в сторону
Сегодня преподаватели колледжа видят большие возможности для специализации студента, самостоятельного решения им конкретных задач, освоения методов работы во время практики. Современная система образования такова, что учебные предметы разделяются на три блока. В первом — общеобразовательные дисциплины, которые лишь дают общее представление об окружающем мире, они практически не связаны с будущей профессией ученика. Во втором — профессиональные дисциплины общего характера. И только оставшееся учебное время отводится непосредственно на узкую профессиональную подготовку.
— Поэтому подготовить специалиста, который бы хорошо себя зарекомендовал в узкой специальности, мы не в состоянии, — говорит о положении дел заведующий отделением по группе специальностей «Издательское дело» и «Реклама» Игорь Белов. — Мы можем сделать это только во время практики. Она достаточно продолжительная по времени, например, студенты-рекламисты уходят на концентрированную практику на пять месяцев. Программу практики, в отличие от учебной, мы имеем право менять каждый год, корректируя ее под требования работодателей. Кроме того, мы ограничены только общим количеством часов практики и можем самостоятельно определять приоритеты в изучении того или иного раздела профессии.
Студентам-издателям времени на практику выделяется меньше и проводят они его в колледже, но, по словам Игоря Белова, и им учебное заведение стремится обеспечить целевую подготовку. К моменту начала практики студенты, как правило, уже определяются в своих предпочтениях: одни хорошо верстают, другие редактируют тексты, третьи — рисуют. Задачи практикантам ставят, исходя из их интересов и умений.
Впрочем, чтобы грамотно обучать студентов, педагоги сами периодически садятся за учебники. Игорь Белов рассказывает, как происходит переобучение преподавателей:
— Согласно закону, каждые пять лет преподаватели проходят переаттестацию, перед которой осуществляется их профессиональная подготовка. Кроме того, все преподаватели должны ежегодно стажироваться в какой-либо профильной организации. Стажировка может быть разной, я в последний раз организовывал практику студентов и контролировал, как они выполняют работу. Кто-то из преподавателей может выбрать труд на рабочем месте в сторонней организации.
Любопытно, что практика переаттестации распространяется только на школьных учителей и преподавателей среднего профессионального образования. Вузовские преподаватели переподготовку не проходят.
Практика общения
Каждый новый учебный год для руководителя специальностей «Издательское дело» и «Реклама» начинается с обхода рыбинских компаний с предложением принять студентов колледжа на практику. Игорь Белов говорит, что в городе насчитывается несколько десятков издательских и рекламных организаций, но диалог о сотрудничестве за редким исключением начинает колледж. Личное знакомство и постоянное напоминание о себе, по словам специалиста, — основной способ наладить контакт и узнать о требованиях и запросах работодателей к молодым работникам. Хотя практикуются и другие варианты общения.
— Ежегодно мы проводим встречи и открытые столы с работодателями и Службой занятости населения. Они рассказывают нашим студентам, какие сотрудники им требуются. Но все хотят получить подготовленного специалиста, которого мы, к сожалению, не можем выпустить из стен колледжа без той практики, что способен дать работодатель, — говорит Игорь Белов.
Вместе с тем условия обучения студентов максимально приближают к реальным. Белов рассказывает: 100 процентов дипломных работ на специальностях «Издательское дело» и «Реклама» — это заказы рекламных агентств, издательств или отдельных авторов. А вот присутствовать на защите дипломов заказчики не особенно стремятся, предпочитая отражать свое мнение о выполненной работе в отзыве, который прилагается к диплому.
При всем этом, по словам сотрудников колледжа, спрос на выпускников держится на высокой планке. В частности, в этом году на 20 молодых рекламистов пришло 26 заявок от работодателей. Реально на работу заведующий специальностью рекомендовал 12 человек. Ведь всегда сохраняется некий процент выпускников, которые уходят на службу в армию, предпочитают продолжить обучение или выбирают временную работу, не обременяющую их при получении заочного образования в вузе.
— У меня есть приятель, который руководит рекламной организацией со штатом не больше десяти человек. Но каждый год после защиты дипломов он просит кого-нибудь к себе на работу, — рассказывает о том, как устраиваются молодые специалисты, Игорь Белов. — На мой вопрос, где же те сотрудники, которых я присылал год назад, он ответил просто. Его компания в основном обслуживает Ярославль и Москву — иногородних клиентов привлекают местные цены на рекламу. И наши студенты, продвигая какой-то проект, заводят знакомства с сотрудниками московских и ярославских организаций, договариваются о приеме на работу и уезжают из Рыбинска. Это достаточно яркая тенденция для нашего города, когда самые лучшие и талантливые находят работу в Москве, Питере, Ярославле.
Золотая середина
Специалисты отмечают, что система среднего профессионального образования — это уникальный пример обучения профессии. Поскольку она дает хорошие теоретические знания для продолжения обучения в вузе и практические навыки для того, чтобы устроиться на работу. Иными словами, человека учат работать и руками, и головой.
— Системой среднего профессионального образования был найден гармоничный баланс, который нужен и сейчас, — считает заместитель директора по учебной работе Ирина Осокина. — Потому что ребята, которые приходят к нам в 15-16 лет, может быть, еще до конца не понимают, чем хотят заниматься в жизни. Проучившись 3-4 года, они начинают осознавать и ориентироваться, куда им двигаться дальше. Кроме того, обучаясь, они получают не только среднее профессиональное образование, но и как минимум одну, а то и две рабочие профессии.
Почему рынок труда и рынок образования пересекаются лишь частично? Ответ на этот вопрос лежит в практической плоскости. Впрочем, и психология имеет значение. Например, выбор учебного заведения. Чем руководствуются выпускники школ и их родители, подбирая будущую специальность? Далеко не всегда ее востребованностью. Часто поводом становится близость вуза от дома, возможность легкого поступления и прочие сиюминутные выгоды. Да, через несколько лет этот выбор может привести прямиком на биржу труда. Но это же будет потом…
Если говорить о практической части проблемы, то это, мягко говоря, неразворотливость системы образования, которая десятилетиями точает спецов родом из советского прошлого. Даже коммерческие вузы не часто пользуются исследованиями кадровых запросов предприятий. На поток поставлены юристы, экономисты, политологи, маркетологи, которые, получив диплом, переквалифицируются в продавцов, менеджеров по продажам, развитию, рекламе…
О качестве образования разговор особый. Почему авиационный техникум и профильный вуз не может обеспечить квалифицированными специалистами наше двигателестроительное предприятие? Очевидно, уровень их подготовки не устраивает современное производство, и поиск кадров ведется по всей России.
Тем временем по прогнозам аналитиков, лидерами по привлечению новых сотрудников через пять лет окажутся именно производственные компании. Востребованы, в первую очередь, будут технические специалисты. На сегодняшний день их на рынке не так уж много: из-за спада промышленного производства в 90-х годах технические работники советских времен или переквалифицировались, или ушли на пенсию, а молодежь предпочла получать модные профессии.
«Универсальный работник».
Уже сейчас появляется много универсальных профессий. Эта тенденция будет сохраняться. Линейные сотрудники часто привлекаются к выстраиванию общей стратегии развития компании. В финансовой сфере главные бухгалтера могут выполнять функции финансовых директоров, менеджеры по продажам проводят маркетинговые исследования для точного сегментирования рынка сбыта. Маркетологи помимо своих основных обязанностей проводят переговоры с потенциальными клиентами и размещают рекламу, а журналисты успешно используют свои навыки в PR-технологиях. Владение иностранным языком уже перестает быть отдельной профессией. Умение общаться на английском, немецком или японском языке повышает конкурентоспособность специалистов практически во всех отраслях.
Инженеры и главные инженеры, технологи и главные технологи
Это касается как легкой, так и тяжелой промышленности — везде, где большое значение имеют международные стандарты качества.
Автотехники.
Сюда входят специалисты, работающие с автотранспортом на всем его «жизненном пути» — от проектирования и выпуска до утилизации.
Перевозчики
Причем как специалисты по созданию автомобильного, водного и других видов транспорта, так и профессионалы в области логистики, товарно-транспортных операций.
Специалисты в области нано- и биотехнологий
Нанотехнологии найдут свое применение в медицине, пищевой промышленности, машиностроении. Биотехнологии внедрятся в биофармацевтику и молекулярную медицину.
Специалисты в области интернет-технологий
также останутся востребованными. Программисты нужны всем и всегда, причем зарплата хотя и зависит от возраста и опыта, но не принципиально: могут взять на довольно высокую позицию и 19-летнего студента.
Схемотехники, специалисты по техническому надзору, инженеры-электрики, наладчики, токари и фрезеровщики, механики, работающие со станками, слесари по ремонту технологического оборудования могут также рассчитывать на трудоустройство.
Массовая установка систем кондиционирования, вентиляции воздуха, отопления и водоснабжения,
особенно автоматизированных, предполагает востребованность специалистов по производству и монтажу инженерных коммуникаций. Взять могут даже со студенческой скамьи.
Одним из «горячих» будет рынок недвижимости
Пока экономический кризис полновесно не ударил по дивелоперским компаниям, и спрос на квалифицированные строительные кадры растет. Причем и на тех, кто строит, и на тех, кто продает недвижимость.
Востребованными окажутся специалисты лесного хозяйства и бумажного производства, специалисты по мониторингу и управлению окружающей средой.
По прогнозам, к 2015-2018 годам вопросы экологии уже невозможно будет игнорировать. И чтобы окончательно не погубить Землю, человеку придется изучать и удовлетворять ее потребности.
Химики
Энергетика и химия будут идти рука об руку в поисках новых, альтернативных видов топлива. Нефть, конечно, еще есть, но она не относится к возобновляемым источникам энергии.
Специалисты в сфере обслуживания и сервиса.
По прогнозам экспертов, возникнет острая необходимость в высококвалифицированных специалистах в сфере персональных услуг, таких как врачи частных практик, медицинский персонал, работники ресторанов, парикмахерских.
Самые невостребованные профессии
Изучая прогнозы экспертов, можно составить на ближайшее будущее Топ-5 самых невостребованных профессий в России: экономист, бухгалтер, юрист, журналист, охранник.
Эксперты аргументируют это тем, что высшие учебные заведения в последние годы выпустили такое количество экономистов, бухгалтеров и юристов, что на рынке труда появился переизбыток этих специалистов.
Профессия журналиста тоже претерпит существенные изменения, поскольку агрегация новостей и информационных сообщений становится профессиональной.
Охранники попадают под удар, поскольку их функцию с успехом будут выполнять видеокамеры и электронные системы безопасности.
Однако в сегодняшних исследованиях могут быть существенные корректировки. Как поведет себя рынок труда в условиях экономической нестабильности? Может быть, предприятиям будет выгоднее держать штат низкооплачиваемых охранников, нежели устанавливать дорогостоящую аппаратуру. А профессия строителя из востребованной перейдет в категорию совсем ненужной.
Действительно оканчивая колледж и ВУЗ, не всегда есть возможность работать по своей специальности, что очень печально… Везде требуются работники уже с опытом, а где же его взять студентам.
Единственный вариант — практика во время учебы.