Увидеть в простом листе фанеры или бревне необычные и удивительные предметы: красивого лебедя, старинный храм со звонницей или праздничную вазу для конфет может только творческий человек.
Дерево всегда в моде
Резьба по дереву зародилась в давние времена, но этот старинный промысел актуален и по сей день. Ее можно было увидеть везде, ею украшали оконные и дверные наличники, крыши домов, предметы мебели, кухонную утварь и многое другое. С течением времени и обстоятельств это прикладное искусство постоянно совершенствуется — появляются новое оборудование и инструменты, разрабатываются новые технологии работы. Но настоящий мастер знает: чтобы работа получилась, помимо всего этого необходимо обладать огромным терпением и определенными навыками.
Работа по дереву – это сложное, но в тоже время увлекательное занятие. Если понять его, так сказать «войти во вкус», то остановиться будет уже трудно, считает мастер Евгений Горохов. В голове постоянно возникают новые идеи, а руки спешат их реализовать. Резьба по дереву может быть как основной работой, так и просто хобби. Конечно, в массовом производстве романтики мало, но что касается занятия для души, то это настоящая находка. Уединившись тихим вечерком в уютной мастерской, используя ручной лобзик по дереву можно сотворить настоящее чудо. Именно так в маленьком закутке своей квартиры Евгений Горохов уже долгие годы воплощает в жизнь нарисованные на бумаге чертежи.
Хобби или работа
Еще в школьные годы Евгений Горохов стал проявлять интерес к такому виду творчества как резьба по дереву.
— В 60-ые годы это не было диковинкой, все чем–то занимались помимо учебы¸ — рассказывает Евгений Горохов. – Резьба по дереву была самым распространенным занятием среди мальчишек.
Да и то, что преподаватель по труду в сельской школе был замечательным и талантливым человеком, оказалось важной составляющей успеха Евгения Горохова. Так потихонечку это хобби стало плотно входить в жизнь юноши, но уже полностью посвятить себя творчеству он смог, выйдя на пенсию. Сегодня Евгению Горохову 66 лет и больше половины из них он вырезает из дерева. Работая на предприятии КБ «Гюйс», Евгений старался не бросать свое хобби и продолжал собирать чертежи и схемы.
Сегодня мужчина кропотливо трудится в своей маленькой мастерской, которую он оборудовал прямо у себя в квартире. В маленьком помещении есть все самое необходимое: металлические пилочки, ручные самодельные лобзики и другой инструмент, сохранившийся еще с советских времен.
— Жена уже не ругается, привыкла, — с улыбкой говорит Евгений Николаевич. – Пыли много, но в моей работе ведь есть свой смысл, я зарабатываю на этом, пусть немного. Деньги в семью приношу.
Дело по душе или просто заработок? Разделить их или выделить главное Евгений Николаевич не берется, но в одном он уверен точно – нет ничего лучше, чем заниматься любимым делом, которое еще и приносит доход. Однако, как показывает практика, спрос на деревянные изделия в городе невелик.
— Инструмент, да и чертежи совсем не такие как раньше. Безграничная радость, если удастся найти хороший журнал с чертежами сегодня, — признается Евгений Горохов.
Свои работы пенсионер в основном изготавливает из березовой фанеры, потому что в отличие от буковой ее найти гораздо легче. Для изготовления разных изделий необходима определенная порода дерева, например, для ложек подходит липа, потому что ее древесина легко поддается обработке, она почти не коробится и не растрескивается, легко чистится и режется. Но и здесь необходимо знать правила — липа должна быть заготовлена в определенные месяцы — в октябре или ноябре. В это время дерево перестает расти и скидывает свою листву.
— Очень важно, какого качества фанера, если плохого, то лучше даже и не начинать, потому что будет скалываться слой при работе. Да и инструмент играет немалую роль, если он плохой, то отобьет все руки, — делится опытом мастер. — Одно неосторожное движение и пилочки, которыми работаю, сломаются, они очень хрупкие, поэтому необходимо приноровиться.
Рукам после такого труда необходим отдых, потому что работа кропотливая, требующая особого терпения и внимания. После того как рисунок перенесен на кусок фанеры, в работу вступает бормашина, которая делает сквозные отверстия. А вот затем придется попотеть — с помощью ручного лобзика выпиливается необходимая форма, и порой элементы могут быть размером около миллиметра. Затем изделие шкурят и покрывают лаком, чтобы сохранить его на долгие годы. На создание одной вещи может уходить больше месяца.
Клад мастера
Сегодня мужчина с гордостью показывает самое сокровенное, разворачивая копии дореволюционных чертежей из приложения к журналу «Нива», который издавался с 1870 по 1918 год. В руках мастера эти чертежи оказались неслучайно.
— Сейчас мне уже и не вспомнить фамилию женщины, которая принесла эти огромные чертежи, свернув их, словно рулон обоев, к нам в центр народного творчества, который был на Чкалова. Но, к сожалению, чертежи из журнала оказались не полными, — вспоминает Евгений Николаевич.
Евгений Горохов по старинным копиям вырезал резную папиросницу. Сегодня и не сразу поймешь, что за вещь перед глазами. В те времена сигары набивали табаком, а папиросница служила специальным устройством, куда ставились заполненные сигары. Затем последовали и другие работы: угловая полочка, ширмы для окна, ваза тончайшей работы.
Но в работах пенсионера есть и более молодые модели, взятые из современных журналов. Однако и в эти чертежи Евгений Горохов старается внести свою изюминку, придумывая новые элементы, переставляя их и меняя форму рисунка или самого изделия.
— Делать одно и то же не хватит терпения, поэтому я потихонечку делаю сразу несколько вещей, поочередно обрабатывая каждую. Меня всегда привлекали сложные и интересные работы, — говорит мастер.
В ассортименте резчика сегодня не одна сотня работ, которые он демонстрирует на различных городских и областных выставках. За кропотливый труд и красоту работ Евгений Горохов награжден грамотами, дипломами и благодарственными письмами. Однако резчик с грустью говорит о том, что в родном городе нет возможности развивать творчество. Он приводит в пример Городец Новгородской области, где во всю улицу стоят резные деревянные домики, в которых работают и продают свои изделия мастера. Рыбинцы же за неимением общей творческой площадки вынуждены работать по своим углам и демонстрировать свое творчество прямо на Волжской набережной возле причала.
Алена ЯЗЫКОВА