В первое воскресенье августа все работники железных дорог страны по традиции отмечают свой профессиональный праздник – День железнодорожника. Кстати, он является одним из первых профессиональных праздников России. Поистине тяжелая и ответственная работа не каждому по плечу, поэтому в этой профессии остаются, как правило, лишь мастера своего дела.
Рельсы, стук колес и запах мазута…
Свою жизнь с железной дорогой Сергей Зотин связал будучи молодым парнем в 1981 году.
— Мне посоветовал пойти работать на железную дорогу мой друг – Коля Савасин. Он тогда уже работал помощником машиниста. А я только пришел из армии и не знал, куда устроиться. Вот и пошел. 23 июля я поступил на курсы в депо. В то время учились три месяца – один месяц была теория, второй и третий — слесарная и поездная практика, — рассказывает Сергей Зотин. – Не каждый мог в те времена пойти работать на железную дорогу, потому что для этого нужно было иметь хотя бы среднее образование, а в послевоенные годы у многих и пяти классов не было окончено.
Благополучно пройдя трехмесячные курсы, Сергей остался работать на железной дороге. И словно локомотив его трудовая жизнь пролетела, казалось бы, незаметно для него самого – в сентябре этого года он отметит 55-летний юбилей, после чего уйдет на заслуженный отдых. Отработав 34 года в депо, сегодня Сергей вспоминает, что почти 30 лет назад и подумать не мог, что свяжет жизнь с этой непростой профессией. Ведь сразу после школы поступил в профессиональное училище №3 на специальность «электромонтер». Отработал по присвоенной профессии полтора года, а в 1979-м ушел в армию. Служил в таманской гвардейской дивизии сухопутных войск, в 1981 году вернулся в родной город. На вопрос, что же привлекло молодого парня в профессии машиниста локомотива, Сергей не может ответить до сих пор.
— Я даже и не знаю, что меня привлекло. Сказать, что большие заработки, не могу, потому что получали также, как и на заводе. Захотелось попробовать. Получилось. Отработал два года помощником машиниста, а в 1983 году, как раз через месяц после свадьбы, меня послали учиться на машиниста в Ярославль в дорожно-техническую школу. Там я отучился еще полгода. И с 1985 года я уже самостоятельно стал работать машинистом, — рассказывает сегодня Сергей Зотин. – Необходимо было научиться работать в экстремальных условиях – и ночью, и в дождь, и в слякоть, и в снег. Железная дорога, как и любая другая, ошибок не прощает, поэтому важно уметь самоорганизоваться.
Сергей признается, что во многих семьях его коллег нестабильный график работы становится «яблоком раздора». Ему же, несмотря на это, удалось обзавестись семьей.
— Надо подходить с пониманием. График скользящий, он не такой как на многих предприятиях города – от звонка до звонка – с 8.00 до 17.00. У некоторых коллег дело доходило до развода – не всем супругам это нравится. На работу выходить приходится и в праздники, если выпадет твоя смена, — рассказывает Сергей. — Разрыв между сменами не должен быть больше 12 часов. Если смена заканчивается, сообщаешь диспетчеру, сколько у тебя осталось часов до конца рабочего дня. Она высылает другую смену, и уже обратно едешь домой пассажиром. А иногда могут положить и на отдых, например, на станции «Сонково». Раньше телефонов не было, чтобы об этом сообщить супруге.
Предпочтение Сергей Зотин сразу отдал товарным поездам. Как настоящего мужчину его привлекли мощь и габариты грузовых локомотивов.
— Никогда не стремился пересесть с товарного поезда на пассажирский. Мне было всегда интересно ездить на товарных. Пассажирский поезд – это примерно десять вагонов, едешь как будто его и нет, другое дело товарный – здесь чувствуешь всю мощь и силу, — делится впечатлениями машинист.
Фейс-контроль для машиниста
В начале рабочего дня машиниста локомотива – серьезная проверка, где он проходит несколько этапов обследования состояния здоровья. Ведь оно у людей, работающих на железной дороге, должно быть как у космонавтов, и это без преувеличения.
— Перед каждой поездкой проходишь ПРМО — предрейсовый медицинский осмотр, потому что в дороге может случиться все, что угодно. Сидит фельдшер, который проверяет давление, пульс, наличие алкоголя в крови. Если же один из этих пунктов не совпадает с нормой — к поездке машиниста не допускают. Также раз в год мы проходим обязательную медицинскую комиссию, — рассказывает Сергей Зотин.
На дороге случается всякое, а непредвиденная ситуация может подстерегать на каждом шагу. За примерами ходить далеко не надо, регулярными случаями, по словам Сергея Зотина, являются аварии, связанные с суицидниками.
— Это явление частое. Очень много самоубийц, которые бросаются прямо под колеса поездов. Среди них много и людей в нетрезвом виде. К счастью, на моей практике таких случаев не было, — рассказывает машинист. — У нас один парень начинал работать помощником машиниста. Отправился во вторую поездку, а у платформы, где проверяют на нагрев колесной пары тепловоза, перед самой кабиной выскакивает человек и ложится на рельсы. Его стали вытаскивать, а рядом стояли лыжные палки, значит, он специально ждал, когда пойдет поезд. А ведь скорость у грузовых локомотивов около 80 километров в час, у пассажирских – 100. Тормозной путь составляет метров 500-600 в зависимости от веса поезда. Поэтому предотвратить наезд практически невозможно.
Также нередки случаи, когда во время движения может случиться серьезная поломка.
— Если в дороге что-то сломалось, и машинист с помощником не могут сами исправить неполадки, то вызывают подмогу, чтобы не держать поезд на перегоне — расстоянии между станциями. Бывали и сложные поломки, вплоть до возгорания тепловоза. Но справлялись и с этим, тушили сами и пожарных вызывали, когда все огнетушители были израсходованы, — вспоминает Сергей.
Левая рука машиниста
В современном мире все меняется с невероятной быстротой. Не стоит на месте и РЖД, старясь идти в ногу со временем.
— Сейчас 21 век, поэтому марки тепловозов уже другие, нежели те, что были, когда пришел я. Соответственно, легче работать – в кабинах стало тише, появились кондиционеры. Вся техника компьютеризирована, за всеми агрегатами наблюдает компьютер — показывает давление, температуру масла, воды, воздуха. Поэтому, конечно, работать стало легче. Когда переходили на другие марки, у нас была учеба, где мы осваивали новую технику, — рассказывает машинист Сергей Зотин.
Но не смотря на новшества незаменимым остается помощник машиниста. На его плечах лежит ответственность не меньше, чем на самом машинисте.
— Помощник – это левая рука машиниста. Он следит за всеми агрегатами и ориентирует машиниста во время движения. На стоянке осматривает тепловоз на наличие каких-либо повреждений, — говорит Сергей Зотин.
Сегодня в депо в составе локомотивных бригад работает больше 450 человек. Всего же в РЖД существует большое количество профессий — стрелочники, путевые обходчики, проводники, ремонтники и многие другие, преданные своему непростому делу.
Несмотря на то, что в сентябре этого года Сергей Зотин заканчивает трудовую деятельность, любовь к железной дороге так и останется в его сердце. Да и поезда, проходящие рядом с домом машиниста локомотива Сергея, не дадут ему забыть звук железной дороги.
Алена ЯЗЫКОВА