К отбыванию наказания в колонии строгого режима сроком на 8 лет 6 месяцев приговорил суд Юрия Ласточкина. Кроме лишения свободы судья посчитала необходимым наказать подсудимого 140-миллионым штрафом, что равно 70-кратному размеру полученной взятки, и запретом в течение 2 лет занимать руководящие должности.
Чтение обвинительного заключения длилось два дня. В зале суда, кроме участников процесса, присутствовали журналисты и горожане – всего около полусотни человек. Судебное стояние, а приговор на протяжении обоих дней все присутствующие в зале слушали стоя, далось нелегко — духота усиливали драматизм ситуации.
Надежду на оправдание подсудимого судья Елена Грицай развеяла в первые минуты своего выступления. Смысл юридической формулировки «установлена виновность подсудимого по обоим эпизодам» отразился на лицах участников процесса и находящихся в зале людей гаммой переживаний. По тому, как методично перечислялись доводы стороны обвинения, принятые судом к рассмотрению и аргументы стороны защиты, не прошедшие судебный «фейсконтроль», становилось понятно, что приговор будет обвинительным.
С эпизодом по продаже водоочистных сооружений судья разобралась в первый день, сообщив, что считает факт растраты доказанным.
Дело о продаже «водокачки» — комплекса старых производственных зданий на проспекте Ленина — в отношении главы города возбудили в июле 2013 года. После своего переизбрания на второй срок в должности мэра Юрий Васильевич понимал, что тучи над ним сгущаются все более, и незадолго до октябрьских событий двухлетней давности говорил своим знакомым, что в отношении него могут быть совершены провокации взятки.
Плохие предчувствия оправдались, и уже 24 октября 2013 года Ласточкин участвовал в следственных мероприятиях в качестве подозреваемого. Правда, денег у него не нашли – в кабинете главы тогда обнаружили только десять рублей и таблетки от головной боли. Но служителей богини правосудия это не смутило ни в период следствия, ни в судебных слушаниях, ни при вынесении приговора – судья посчитала взятку доказанной и обязала Ласточкина возместить так и ненайденный у него один миллион рублей в пользу государства.
Свои доказательства взятки сторона обвинения построила вокруг аудио- и видеозаписей разговоров, происходящих между фигурантами дела Владимиром Ивановым, хлопочущем о должности в МУП «Теплоэнерго» и Геннадием Телегиным, выполнявшим функции помощника главы. Суд рассматривал тот объем записей, какой посчитало необходимым представить следствие. Более полные версии аудио- и видеофайлов, предлагаемые к рассмотрению адвокатами, судья в качестве доказательств невиновности подсудимого не приняла.
Не стала она ставить под сомнение показания свидетелей обвинения, которые на судебных слушаниях не всегда четко и логично рассказывали об обстоятельства происходивших более года назад событиях, путались в показаниях, ссылались на забывчивость.
К свидетелям защиты Елена Грицай была строже – нестыковки и шероховатости в их версии событий судью смутили до такой степени, что она внесла запись об этом в заключение о виновности Ласточкина. Сомнительным показалось Елене Грицай и мнение экспертов, которых привлекали для дачи заключений защитники – по ее мнению опытные, имеющие соответствующие лицензии и деловую репутацию специалисты были необъективны, так как их работа оплачивалась адвокатами. В то же время мнение ведомственных экспертов, подчиняющихся работодателям и отрабатывающих свои должностные оклады, суд признал верным.
Впечатление того, что дело «шито белыми нитками» во время вынесения приговора закрепилось окончательно. Сам Ласточкин прокомментировал вынесенный приговор так:
— Мне все ясно, вопросов нет, все абсолютно ожидаемо. Никто не надеялся, что здесь будут совершать гражданский подвиг. Тем, кто хочет разобраться, что происходит, я рекомендую изучать дело Сугробова. Впереди апелляционный суд, адвокаты будут работать. Я ни в коем случае не признаю себя виновным ни по первому, ни по второму эпизоду, я совершенно спокоен. Мы все взрослые люди, Россия многое переживала, переживет и это.
Осужденный Юрий Ласточкин поблагодарил адвокатов и людей, которые поддерживали и поддерживают его в течение следствия и суда.
Адвокат подсудимого-осужденного Рубен Маркарьян назвал 8,5 лет колонии строгого режима «минимумом по данным статьям». Говоря о дальнейших действиях защиты, он выразил опасение, что полные версии аудио и видео доказательств, которые могли бы свидетельствовать о невиновности Юрия Ласточкина, уже уничтожены. Независимо от этого, адвокаты будут подавать апелляцию сначала в Ярославский областной суд, потом, если потребуется, пойдут по инстанциям суда далее.
Начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Ярославской области Любовь Никитина, представлявшая на процессе сторону обвинения, в целом с решением суда согласилась, но отметила, что решение согласиться или нет с наказанием будет вынесено после анализа приговора.
— Я думал, что вершина судебной несправедливости – басманное судилище, но оказывается, более изощренное — рыбинское судилище. Я сохранял надежду, что рыбинский суд будет объективным, справедливым, честным. Потому что для меня, человека, хорошо знающего Ласточкина, ясно – взятка заказная. Причем, основанная на показаниях одного человека, когда не зафиксирован сам факт взятки. Показательно, что обвинители все показания свидетелей обращали против него. Это полный, бесстыдный беспредел. Я считаю позорищем, когда талантливых людей, таких, как Ласточкин, держат в клетке. Он говорил и писал правду, а правда не нужна.
Мне стыдно за рыбинский суд. Тем более вызывающе, что приговор Ласточкину происходит на фоне дела Васильевой. Создается впечатление, что у нас нет правосудия, нет закона. Есть власть, есть деньги, и они определяют все.
Анатолий Лисицын добавил, что расстроен вынесенным приговором по двум причинам: во-первых, тем, как обошлись с Ласточкиным. Во-вторых, самой системой правосудия, в которой никто не пытается ничего изменять.
Окончательно вступившим в силу приговор будет считаться после вердикта областного суда. Срок отбывания наказания суд постановил исчислять с 25 октября 2013 года – даты, когда Юрий Ласточкин был взят под стражу.
Надежда Лазарева, «Рыбинская неделя»