Четыре года назад жители Рыбинска были поставлены перед фактом продажи городского троллейбусного управления. Условиями приватизации было предусмотрено обременение сроком на пять лет: использование имущества в соответствии с основным видом деятельности. Дополнительно – сохранение существующей контактной сети и троллейбусных маршрутов. В качестве покупателя выступила Вологодская холдинговая компания. Проблемы, накопленные частным троллейбусным предприятием, в последнее время дают о себе знать все чаще.
Как это было
С момента, когда рыбинское троллейбусное управление стало частным, прошло четыре года. Волнения, которые испытывало население Рыбинска в конце 2011 года от перспективы перехода социально важного муниципального предприятия в частные руки, забылись. К сожалению, ситуация, складывающаяся с обеспеченностью горожан электротранспортом в последнее время, заставляет вновь задуматься о правильности и осмотрительности предпринятых тогда шагов. Все чаще стали повторяться ситуации с остановками троллейбусов в час пик, когда опаздывающие на работу горожане вынуждены подолгу ждать на остановках «у моря погоды», рассчитывая на лояльность начальников да соблюдение расписания автобусами и маршрутными такси.
В торгах по продаже 100% акций троллейбусного управления в конце 2011 года участвовали двое претендентов — из Череповца и Вологды. По результатам аукциона собственником 100% акций ОАО «Троллейбусное управление» стала Вологодская холдинговая компания. Подняв начальную цену пакета акций – 120 миллионов рублей – на 5%, вологодцы приобрели транспортное предприятие за 126 миллионов. Условиями договора было предусмотрено обременение сроком на пять лет: использование имущества в соответствии с основным видом деятельности и дополнительно – сохранение существующей контактной сети и троллейбусных маршрутов.
Маловато будет
Что рыбинцы получили от этой сделки? Во-первых, 126 миллионов рублей в городской бюджет.
Во-вторых, в итоге тариф на проезд в рыбинских троллейбусах оказался меньше, чем у соседей в Ярославле.
По словам директора «Рыбинскгорэлектротранса» Владимира Матросова, такая сумма платы за проезд обусловлена расчетами. Проверив выкладки, предоставленные предприятием в Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области, на соответствие, в надзорных органах решили, что расходы рыбинского троллейбусного предприятия компенсирует тариф в 16 рублей. Такая сумма оплаты за проезд в троллейбусах держится с лета 2012 года.
Несмотря на то, что на все транспортные предприятия областное правительство ежегодно выделяет до 400 миллионов рублей, до «Рыбинскгорэлектротранса» эти деньги не доходят.
Платежи из городского бюджета оставляют желать большей регулярности. Так, в начале 2015 года руководство предприятия обращалось в Совет депутатов, упоминая ситуацию недоплаты за перевозку школьников в течение двух последних лет.
По кочкам, по кочкам
За последние 2-3 недели в утренние и вечерние часы пик троллейбусы на городских магистралях останавливались несколько раз. И только в одном случае это произошло из-за банального ДТП, от которого никто не застрахован. В остальных случаях – из-за разрыва электросетей или отключения на подстанциях. Видимо, свою лепту в состояние контактной сети вносит хроническое недофинансирование. Немногим лучше видится и состояние подвижного состава. На износ и поломки троллейбусов оказывает влияние качество дорожного полотна на городских улицах. В том же «Рыбинскгорэлектротрансе» в качестве примеров последнего нам привели транспортную развязку проходных их предприятия, а также дорогу на улице Пушкина, покрытие которых оставляет желать лучшего.
В депо по вечерней заре
Еще одна проблема – рентабельность выхода троллейбусов на маршрут. В дневные часы, тем более в часы пиковой нагрузки, она в несколько раз выше, чем под конец рабочего дня. А значит, часть дня, когда пассажиров много, троллейбусы зарабатывают, а в ранние утренние и поздние вечерние часы, когда людей мало, теряют ранее заработанные средства. Частично проблема эта в нынешнем году была решена. В первую очередь за счет интересов пассажиров. Длительность обслуживания маршрутов сократилась в среднем на час. Например, последний борт маршрута №1 теперь выходит в рейс в 21:14, №4 – в 21:22, №6 – в 21:19. Но и эта плачевная для пассажиров мера не решила проблему полностью. На предприятии считают, что маршрутки, которые в сборе выручки с пассажиров составляют троллейбусам серьезную конкуренцию, поставлены в более льготные условия.
То ли еще будет?
Внутренних и внешних проблем у частного перевозчика достаточно. Нам, потребителям социально значимой услуги, хочется, чтобы их было как можно меньше, но проанализировать положение и перспективы «Рыбинскгорэлектротранса» нам интересно и по другим причинам. Во-первых, это одно из крупнейших транспортных предприятий Рыбинска, его услугами пользуется большинство горожан. Уж очень не хочется, чтобы трудности перевозчика отражались на пассажирах, ожидающих троллейбуса, как чуда.
Во-вторых, возможно, судьбу троллейбусного управления в ближайшее время повторит муниципальный автоперевозчик – акции ПАТП-1 внесены в план приватизации на 2015 год. Хотя, по словам директора департамента имущественных и земельных отношений Марины Томсон, пакет акций автобусного предприятия пока не оценен и условия продажи не утверждены, перспектива его продажи в 4 квартале сохраняется. Не появятся ли после его продажи частнику проблемы, аналогичные тем, с которыми сталкивается сегодня троллейбусное предприятие? И не последует ли Рыбинск за тем же российским Владивостоком, который в свое время фактически лишился традиционного городского транспорта, и теперь в дальневосточном мегаполисе по улицам снуют только маршрутки.
Иван ТЕПЛОВ
Такое ощущение, что полностью заказная статья: «вне расписания» у нас все, кроме троллейбусов и автобусов ПАТП-3, — это тот транспорт, к которому как раз и нет претензий. Лучше бы написали, что ПАТП-1 по всем маршрутам, кроме 12-го, работает до, дай бог, 20.00.
Если у вас нет претензий к работе троллейбусов, значит, вы не пользуетесь этим транспортом! За сентябрь несколько раз «попадала» из-за их простоев — то на работу не доехать, то домой не добраться. О вечерней работе транспорта вообще молчу — такое впечатление, что 10 часов вечера — глухая ночь. Ни на чем, кроме тачки, из города не уедешь…