Исторический центр Рыбинска, еще недавно являвшийся объектом гордости горожан, продолжает разрушаться. И помешать этому не могут ни существующее законодательство, ни полиция, ни прокуратура, ни специально созданный для этих целей в структуре администрации региона Департамент охраны культурного наследия Ярославской области.
Нет здания – нет проблемы
Еще не стерлась в памяти череда организованных неизвестными пожаров, несколько лет назад выкосившая изрядную часть домов по улице Радищева, как за «дело» взялись предприниматели. Выкупая у администрации города объекты недвижимости, стоящие на контроле у государства как памятники истории и культуры, дельцы от бизнеса берут на себя строгие обязательства по охране переданных им объектов. Только вот выполнять свои обещания они, как правило, не стремятся. Проходит совсем немного времени, и на месте зданий, еще недавно составлявших лицо исторического центра города, появляются совсем иные строения. В лучшем случае старые купеческие особняки перестраиваются, теряя свой привычный внешний облик.
Наша газета писала о печальной судьбе городской усадьбы Первова на улице Радищева. Известная в Рыбинске предпринимательница госпожа Горелова, став владелицей усадьбы, подписала охранные обязательства, но за зданиями не уследила, и они были разрушены «неустановленными лицами».
Сейчас на их месте выросла современного вида новостройка, а улица, еще недавно являвшаяся объектом паломничества столичных кинематографистов – здесь снимались такие фильмы, как «Легавый», «Марьина роща» и другие, потеряла аутентичный облик. По факту разрушения памятников истории и культуры последовали несколько обращений как в полицию и прокуратуру, так и в департамент культуры Ярославской области. Соответствующая статья Уголовного кодекса, под которую подпадает совершенное деяние, предусматривает до трех лет лишения свободы. Однако, несмотря на суровые законы, длительные потуги ответственных чиновников результатов не дали. Ответственности за случившееся так никто и не понес, а здания просто-напросто вывели из реестра исторических.
Пенопластовая реставрация
Очередная скандальная история, связанная с разрушением охраняемых государством памятников истории и культуры Рыбинска, стала достоянием общественности весной нынешнего года. В погожий апрельский день, проходя по городскому центру, один из членов совета городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры
(ВООПИиК) к своему ужасу стал очевидцем «реконструкции», производимой в отношении здания № 3 по улице Чкалова. Дом, отмеченный в официальных документах как «Дом Гюнтер», был построен в сороковых годах 19 века. Как объект культурного наследия он находится под охраной государства, его статус закреплен постановлением главы администрации Ярославской области от 22 ноября 1993 года.
В результате пожара несколько лет назад внутренние помещения этого особняка пострадали. Однако внешний облик здания поврежден не был. Все изменилось после того, как здание весной 2013 года было продано новому владельцу. Ею стала Ольга Золотилова, которая, как того требует закон, подписала с департаментом культуры региона соответствующие охранные обязательства. Вот только следовать этим обязательствам она, судя по всему, не стала. В результате начатого новым владельцем несанкционированного переустройства «Дом Гюнтер» вскоре напрочь лишился своего исторического декора. Его место заняла банальная бутафория.
Рыбинские краеведы называют произведенные предпринимательницей ремонтные работы преступлением. Письмо об этом неравнодушные горожане отправили в прокуратуру. Вот что о случившемся говорится в письме: «…налицо преступление по статье 243 УК РФ, так как совершено повреждение памятника истории и культуры. Сбиты каменные пояски и сандрики 19 века над окнами фасада, при этом полностью обезличенное здание обшито теплоизоляционными плитами, поверх которых в местах нахождения бывших сандриков и поясов стыдливо установлены их имитационные копии из полимерного материала. Под теплоизоляционными плитами внешний облик объекта культурного наследия, сохранявшийся полтора столетия, перестал существовать». При этом, как удалось выяснить краеведам, строительные работы производились без всякого разрешения со стороны обладминистрации, что является грубейшим нарушением подписанных новым владельцем обязательств.
Краеведов услышали
Набат, в который с середины весны стали громко бить рыбинские историки и краеведы, наконец был услышан в областном центре на улице Революционной. Именно там размещается региональный департамент культуры. 14 мая чиновники прибыли в центр Рыбинска на место стройки. По установленным фактам ими была назначена «внеплановая проверка».
Проверяющая комиссия из областного центра прибыла на место месяц спустя, 18 июня. Еще через неделю, 25 июня, виновница разрушения исторического здания была вызвана в Ярославль для вручения ей предписания с требованием ремонтные работы приостановить. И в срок до 1 ноября 2015 года предоставить в областное правительство проектную документацию «на производство работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия «Дом Гюнтер». Насколько действенным окажется это требование, мы скоро узнаем.
Будет ли толк?
Тем временем стало известно, что в соответствии с постановлением правительства нашего региона от 17 июня 2015 года, с 1 июля функции в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культуры Ярославской области исполняет специально созданный в области департамент охраны культурного наследия. Возглавил новый департамент бывший работник мэрии областного центра тридцатисемилетний Дмитрий Турбин. Таким образом, Ярославская область оказалась в рядах регионов, исполнивших требования обновленного федерального закона об объектах культурного наследия о создании самостоятельного и специализированного органа охраны памятников. В связи с этим очевиден вопрос: насколько окажется эффективной деятельность нового охранного департамента?
Причины сомневаться по этому поводу есть уже сегодня. Во-первых, новая структура в правительстве региона не получила своего развития на местах, то есть в городах и районах области. А охранять что-либо, находясь на расстоянии сотни километров, непросто. Во-вторых, «чрезвычайные» меры по охране, которые на сегодня взяли на вооружение чиновники нового ведомства, по нашему мнению, могут лишь стимулировать новых владельцев исторических зданий к дальнейшим противоправным действиям по их сносу и переустройству. Например, в отношении госпожи Золотиловой, самовольно уничтожившей исторический декор дома Гюнтер на улице Чкалова, было принято решение лишь о возбуждении административного производства.
А выписать копеечный штраф в таком деле, все равно что пальчиком погрозить.
Иван ТЕПЛОВ