Старинные особняки, давно примелькавшиеся рыбинцам, обшарпанные фасады купеческих домов – все чаще становятся они декорациями для исторических драм или детективных сериалов. В Рыбинске полным-полно уголков, в которых время застыло, а 20 век словно поджидает своих запоздавших хроникеров.
Парадом командует Гайдай
Летом 1970-го со стороны Волжской набережной на улицу Стоялую – тогда еще Пролетарскую – вышел Остап Бендер. В штиблетах апельсинового цвета, черно-красной клетчатой ковбойке, шея несколько раз обмотана шарфом. За ним бежал беспризорный. «Торговля мясом и дичью», «Кавказская пища» – такая знакомая каждому из нас улица была разукрашена заманчивыми вывесками, вселявшими напрасную надежду в души горожан, уставших от дефицита. Была даже пивная «Рио-де-Жанейро» – намек на мечту великого комбинатора. Так начинались в Рыбинске съемки известного фильма «12 стульев».
Горожане были привлечены в массовку, а командовал парадом Леонид Гайдай, и сам сыгравший небольшую роль архивариуса Варфоломея Коробейникова. Съемки дома старого канцелярщика тоже проходили в Рыбинске. Наш город был выбран потому, что в нем сохранились старые купеческие особняки, а во многих советских городах к тому времени они уже были снесены.
Знакомые места мелькают на экране одно за другим: набивка из гамбсовского стула летает над Черемухой, Советская площадь заполнена музыкальным инвентарем воришки Альхена. На заднем плане этого творческого беспредела возвышается пожарная каланча, библиотека имени Энгельса превратилась во Второй дом Старсобеса. А музей-заповедник «переезжает» в Москву, именно от его широкой лестницы отъезжает коляска «шикарной чмары» Эллочки, увозившей с аукциона два «бриллиантовых» стула.
А еще раньше, в 1969 году, Виллен Азаров снял на рыбинском железнодорожном вокзале несколько эпизодов для фильма «Поезд в завтрашний день». Главные герои – Ленин, Дзержинский и Крупская, – ведь фильм затрагивает события 1918 года. Со съемками этого фильма связан небольшой казус: по сценарию действие происходит не в Рыбинске, а в Твери. Готовясь к съемке, на здании вокзала повесили соответствующую табличку, а снять забыли. И некоторое время прибывавшие в Рыбинск путешественники сомневались: куда же они приехали?
Кадры ушедшей эпохи
Как все-таки здорово, что Рыбинск попадал в кадр в такие разные годы: вместе с героями фильмов можно посетить город нашего детства, сквер со старыми советскими каруселями – лошадками и самолетами, колесом обозрения и летней эстрадой. Именно в такой город возвращается после афганской войны герой картины «Нога», снятой в 1991 году. В этом фильме множество знакомых мест: военкомат, кафе на Крестовой, деревянный магазин за Волгой. И Волжская набережная, и, конечно, железнодорожный вокзал.
В том же 91-м вышел на экраны фильм Марлена Хуциева «Бесконечность», хотя снимался еще в 1987-м. За эту картину режиссер удостоен нескольких наград на международных фестивалях. Киногерой перед смертью возвращается в родной город, где прошла его счастливая молодость, и встречает двойника – себя в юности. Пожилой человек бродит по городу, навещает любимые места, вместе с ним это делаем и мы. Одну за другой проходит герой фильма знакомые улицы – Крестовую, Пролетарскую – теперь это улица Стоялая, идет мимо каланчи, гарнизонного универмага. Улица Бульварная – тогда она носила имя Красного флота – почти не изменилась, а у входа в кинотеатр «Центральный» стоят старозаветные автоматы с газировкой и гранеными стаканами – за три копейки с сиропом, за копейку – только с пузырями. Дополняет картину глубинки шикарный вид на город с верхотуры Собора.
Путешествуя в прошлое, герой оказывается в 1914 году, на рыбинском вокзале, с которого уходит эшелон на фронт. В этой сцене были задействованы и актеры нашего театра. В саду Лозовского, тогда еще заполненном посетителями, танцы… Хорошо, что не дано герою увидеть, что останется от этого чудесного местечка в будущем.
Еще одним фильмом, снятым в Рыбинске в конце 80-х, стал «Случайный вальс» Светланы Проскуриной. В какой-то грустный, зеленый город попадаем мы вместе с героями фильма. Старые дома с осыпавшейся штукатуркой, заросшие дворики. Главная героиня фильма живет в уютном, укрытом зеленью ветхом особнячке. Съемки проходили и в центре города, и в фойе Дворца культуры «Авиатор», превращенном в ресторан. Рыбинск в этом фильме – провинциальный, безнадежный – каким он и был тогда, на рубеже 90-х.
В 2007-м на экраны вышел фильм Ивана Соловова «Отец» с Алексеем Гуськовым в главной роли. Рыбинск в нем послевоенный. И вновь на экране возникают знакомые улочки, а на углу Бульварной и Преображенского переулка стоят бабы-торговки с самоварами, платками и валенками. Мелькают эффектные, но обшарпанные фасады на улице Радищева, Введенской – бывшем Садовом переулке – и Волжской набережной. На экране какие-то развалины, запущенные дворы. Дома выглядят разрушенно, неопрятно, зритель с первого взгляда понимает – совсем недавно была война.
Тихо! Идет съемка!
По мнению администратора съемочной группы криминального сериала «Легавый» Виктора Курочкина, не только рыбинские дома, построенные еще пленными немцами, но даже интерьеры некоторых помещений идеально подходят для съемок картины, действие которой происходит в 1948 году.
– Сейчас мало осталось таких городов, где сохранились свои особенности, свой дух, – говорит московский киношник. И вот уже дорога от Москвы до Рыбинска становится для съемочной группы сериала знакомой «до каждой кочки».
Для съемок первого сезона фильма в 2011-м Рустам Уразаев выбрал Дом культуры в поселке ГЭС, и киногруппе пригодился каждый его уголок. Реквизит к картине подобрали тщательно и отлично передали послевоенную атмосферу. Для съемок штаба НКВД в центре города нашли заброшенное здание, залитое водой. В нем пришлось сделать ремонт, покрасить стены «под старину» – художники-декораторы работали над интерьерами полтора месяца. Кроме этого, съемки сериала происходили и на каких-то нетронутых цивилизацией и «буржуйскими деньгами» окраинах и задворках Рыбинска.
Во втором сезоне фильма снова в Рыбинске орудуют криминальные банды, борьбу с ними ведут хорошие, честные советские милиционеры, пункт милиции расположился на улице Ломоносова.
Действие происходит в 50-е годы 20-го века. В съемках новых серий приняли участие и рыбинцы. Для массовых сцен местная воинская часть была поделена на преступников и милиционеров, а реальные оперативные службы – МЧС и скорая помощь – дежурили на сложных постановочных сценах со взрывами и горящими машинами.
Боевая Машина Воров приехала в Рыбинск в 2005-м, здесь снимали «Бумер. Фильм второй». На фоне реконструкции Хлебной биржи и Мытного рынка шли съемки эпизодов, для которых снова требовалось «что-то типично русское». И хотя рыбинцы заметили неточности – автомобиль BMW появлялся почти одновременно в разных частях города, – такие несущественные киноляпы никого не смущали.
Наш земляк Евгений Серов снимал в Рыбинске эпизоды для криминального сериала «Подкидной», вышедшего на экраны в 2005 году. Съемки проходили на железнодорожном вокзале, а из музея «Мышкинский Самоходъ» прибыла историческая техника. Кроме перечисленных, вспомним и другие фильмы, снятые в нашем городе, – «Присутствие», «Святое дело», «Последний уикенд». Хочется надеяться, что это не предел, и киношная карьера Рыбинска еще не исчерпана.
O, wonderful!
«Артисты» в Рыбинск приехали в 2007-м. Соборная площадь, театр, пристань, Волга и наш замечательный мост – все это вновь становится фоном для съемок. Наконец-то зрителю представлен пестрый веселый город, а не обшарпанный исторический центр, как во многих других фильмах. По сценарию фильма компания актеров в кафе на пристани интервьюирует чернокожего туриста. Основное, что их интересует, что тот делает «в этих Богом забытых местах?» Ответ путешественника незамысловат и мил для рыбинцев: «Да просто видами любуюсь». Стоит человек мира на мосту, облокотившись на перила, оглядывает открывающуюся панораму Собора, Волги и восклицает: «O, wonderful!» А что, ведь и прав он – это чудесно!
Мария Медведева