Математика – царица наук. Это знают все еще с детского сада, однако редкий человек когда-либо задумывался, почему же именно математику так назвали. Корреспондент «Рыбинской недели» встретилась с учительницей математики и попыталась прояснить этот вопрос.
Вера Васильевна Моисеева всю свою профессиональную жизнь преподает математику. Изначально как таковой цели стать именно учителем математики у Веры Васильевны не было. В педагогический институт на физико-математический факультет она поступила лишь потому, что туда был меньше конкурс. Однако в процессе обучения наша героиня поняла, как же удачно ее натолкнула судьба именно на этот путь. Сначала Вера Васильевна попала по распределению на работу в школу в селе Вятское Некрасовского района. Потом одиннадцать лет преподавала в школе №23 города Рыбинска, а сегодня она уже 10 лет обучает детей в школе №12 имени Павла Федоровича Дерунова.
Мы не могли не поинтересоваться у сведущего человека, правдиво ли утверждение, что какие-то люди обладают математическим складом ума, а какие-то гуманитарным. Ведь кому как не учителю математики лучше всего видно, насколько хорошо дети усваивают предмет. Вера Васильевна признала, что это разделение действительно есть. Даже привела в пример некоторых учеников, которые, по словам учительницы, уже в пятом классе показывают феноменальные способности в математике без каких-либо усилий. Конечно, рассказала она и о тех детях, которым повезло меньше:
— Бывает такое, что ребенок старается усвоить материал, но дается ему это только очень тяжелым трудом, и даже получить тройку за контрольную для таких детей уже успех. При этом они могут более чем успешно показывать себя в сочинениях или на уроках рисования, где точные науки совсем не нужны.
Также мы задали Вере Васильевне вопрос о том, много ли сейчас детей с математическим складом ума и было ли их меньше в прошлом.
— За последние десять лет я вижу тенденцию к уменьшению количества детей-математиков. Раньше очень много мальчиков решали задачи хорошо, а сейчас практически сравнялись с девочками по количеству способных к точным наукам.
Самый главный вопрос, который мучает всех школьников, – зачем решать логарифмы, интегралы и сложные уравнения. И это неудивительно, ведь очевидно, что в магазине деньги ты будешь считать не через дискриминант, так зачем же учителя математики дают нам эти знания?
— В России на данный момент одна из самых сильных программ по обучению математике. Вот, скажем, в нашу школу недавно перевелся ученик из Германии. Так этот самый ученик в шестом классе не знает, что такое отрицательные числа и как с ними решать примеры. Пришлось очень быстро погружать его в новые знания, чтобы он смог догнать сверстников. Та же ситуация происходит, например, в США. Для того чтобы тебя не обсчитали в магазине, достаточно знать математику на уровне начальной школы, но на самом деле математика школьникам нужна не для этого. Мы учим детей, прежде всего, думать, оценивать свои решения, продумывать варианты. Если ученик научится не торопиться и всего лишь пятнадцать секунд подумает над тем, как ему решить пример, то и в будущем такой человек не будет поступать не подумав. Так же и в геометрии. Теоремы там нужны не для того, чтобы учитель лишний раз прочитал их решение, а для того, чтобы, научившись выстраивать цепочку для доказательства теоремы, ребенок потом смог так же выстроить доказательство своей точки зрения.
Не зря великий ученый Михаил Ломоносов когда-то сказал: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Занятия математикой помогают ребенку научиться систематизировать свою жизнь. У детей с математическими способностями больше склонность к упорядочению всего, что их окружает, от информации до вещей в комнате, поэтому такие навыки полезно прививать любому ребенку. Вера Васильевна считает, что для того, чтобы ребенок был более предрасположен к математике в школе, заниматься с ним нужно, когда он совсем еще малыш. Занятия, развивающие навык счета, занятия на логику и другие виды игр, направленных на то, чтобы ребенок задумывался, обязательно принесут свои плоды, когда он пойдет в школу. Но, конечно, не стоит забывать и о том, что даже в школе очень важно продолжать заниматься со своим ребенком. Делать вместе домашние задания, разбирать сложные вопросы, ведь кому как не своим родителям ребенок сможет честно признаться, что чего-то не понял, и не бояться, что получит двойку. Если же у родителей совсем нет способностей к математике или же их недостаточно для какого-то этапа обучения ребенка, то всегда можно обратиться к репетитору или же к обучающим сайтам. Такие сайты часто бесплатны на начальных этапах, и прежде чем понять, стоит ли покупать такое обучение, ребенок сможет спокойно попробовать заниматься там.
Ученики Веры Васильевны часто пользуются помощью таких сайтов в своем обучении и делают там большие успехи. В целом наша героиня считает, что, конечно же, без математики жить нельзя. Она помогает нам как в повседневной жизни в магазине, так и в моделировании решения жизненных трудностей. Математика по истине охватывает очень большой спектр нашей жизни и, безусловно, может называться царицей наук.
Кира Алферова