С 10 по 20 марта на сайте администрации Рыбинска проводился опрос горожан о востребованности общественного транспорта. Выяснялось, какой вид транспорта и почему предпочитают рыбинцы – автобус или троллейбус. В опросе участвовали 1177 человек, из них 80 процентов назвали троллейбус наиболее востребованным социальным транспортом Рыбинска. И, тем не менее, на пути рыбинского троллейбуса немало ухабов, — об этом был разговор нашего корреспондента с генеральным директором ОАО «Рыбинскэлектротранс» Владимиром Матросовым.
В 2016 году исполнилось 40 лет, как на улицы Рыбинска вышли первые троллейбусы. В связи с этим с декабря прошлого года по городским улицам курсирует троллейбус с юбилейной символикой – воспроизведенным художниками рисунком-победителем детского конкурса. Я увидел такой троллейбус на маршруте №1, поэтому спросил:
– Наверное, не случайно детский рисунок украсил троллейбус 1-го маршрута – ведь с этого маршрута началось движение троллейбусов в нашем городе?
– То, что вы увидели троллейбус с юбилейной символикой на 1-ом маршруте, как раз случайность. Троллейбусы не закреплены за конкретными маршрутами, а у нас сейчас пять действующих маршрутов. А когда-то наши машины ходили по восьми маршрутам. Троллейбусы маршрута №8 следовали через волжский мост на левый берег Волги, где у них было кольцо в Сосновом переулке.
– Как определяется целесообразность маршрутов?
– Троллейбусная сеть формировалась с учетом пожеланий трудящихся, чтобы обеспечить доставку людей к предприятиям, а также объектам торговли и социально-культурного назначения, к железнодорожному и автобусному вокзалам. Первый маршрут был проложен от троллейбусного управления по проспекту Серова и далее по проспекту Ленина с кольцом в Садовом переулке. Таким образом обеспечивалась доставка пассажиров к нескольким крупным промышленным предприятиям и важнейшим объектам социальной инфраструктуры Рыбинска.
Поскольку успешно работал оптико-механический завод «Призма», то в Мариевку был организован троллейбусный маршрут №6. Хорошо работали производственное объединение «Полиграфмаш» и завод «Магма». Закономерно, что были организованы троллейбусные маршруты по улицам Блюхера и Куйбышева.
В итоге центр города и густонаселенные районы, такие как Веретье, Скоморохова гора, были охвачены троллейбусным движением.
Все троллейбусные маршруты сходятся на улице Крестовой, за исключением маршрута №3, который следует по улице Герцена. В настоящее время 80 процентов маршрутов дублируются. Поэтому придумывать какие-то новые маршруты нецелесообразно с учетом специфики пассажиропотока и невыгодно с финансовой точки зрения.
– А в чем сегодня специфика пассажиропотока?
– Налицо сокращение количества пассажиров. Во-первых, за последние двадцать лет численность населения Рыбинска значительно сократилась. Значит, меньше стало и пассажиров городского общественного транспорта. Во-вторых, возросла мобильность населения. Посмотрите, сколько в городе личного автотранспорта. Третий важный момент – снижение доходов населения. Люди стараются экономить, в том числе и на поездках в городском общественном транспорте. Гонять полупустые машины вне часов пик, когда люди едут на работу и с работы, – это неразумно и неэффективно.
Расписание движения троллейбусов определяется также с учетом месячного баланса рабочего времени водителей. Поэтому график составляется также и с учетом данного показателя работы. Отсюда определенные интервалы движения троллейбусов. У кого-то из горожан эти интервалы вызывают недовольство, что порождает критику в наш адрес.
– На январском совещании у главы Рыбинска было сказано, что на маршруты выходят 55 троллейбусов, но, насколько мне известно, их в составе парка предприятия больше. Вероятно, в зимний период нужно больше выпускать троллейбусов в рейсы?
– У нас сейчас в наличии 72 единицы подвижного состава. Но это не значит, что все они должны использоваться. Часть машин ставятся на плановое техническое обслуживание, часть находятся в резерве, а часть машин неисправны.
Безусловно, мы заинтересованы, чтобы неисправных машин было как можно меньше. Для этого коммунальщикам нужно заботиться о состоянии городских дорог, где много ухабов. Тогда мы меньше будем тратиться на ремонт машин. А между тем финансовая ситуация на предприятии в прошлом году ухудшилась по сравнению с 2015 годом.
– Что произошло?
– В 2016 году всех льготников перевели на транспортные карты, тогда как в 2015 году транспортными картами пользовались порядка 20 процентов льготников. Похвально, что позаботились о гражданах. Но при этом не сочли нужным учесть интересы перевозчиков. На практике вот что случилось. Льготники, которые не пользовались транспортными картами, платили наличными кондуктору 50 процентов от стоимости билета. Наличные деньги в тот же день поступали в кассу предприятия. В случае списывания денег за проезд с транспортной карты они поступают в распоряжение ГБУ «Яроблтранском», которое выполняет роль оператора, аккумулируя денежные средства транспортных организаций региона, осуществляющих пассажирские перевозки. «Яроблтранском» перечисляет нам денежные средства четыре раза в месяц.
Мы вынуждены оплачивать этой компании-посреднику 7,5 процента от суммы транзакции. При 100-процентном переводе пассажиров-льготников на транспортные карты затраты предприятия за транзакцию возросли: с 60 тысяч рублей в месяц в 2015 году до 300 тысяч рублей ежемесячно в 2016 году. В 2016 году на содержание «Яроблтранскома» мы израсходовали 2,5 миллиона рублей. И это не всё.
Полная стоимость проездного билета в троллейбусе 18 рублей, с пассажира-льготника списывается за поездку половина суммы – 9 рублей. Вторую половину нам в виде субсидии должен перечислять областной департамент транспорта. Если в 2015 году субсидия поступала к нам в следующем месяце, то в 2016 году мы ожидали субсидию три месяца. Задолженность по оплате за льготников доходила до 9 миллионов рублей.
Городской бюджет рассчитывается с нами за перевозку школьников, которые покупают льготный школьный билет. Его полная стоимость – 540 рублей, для школьника он обходится в 400 рублей, 140 рублей должен оплачивать бюджет. Но с выплатами бывают задержки.
В таких финансовых условиях, как говорится, не до жиру. Пытаемся экономить. Средняя заработная плата по Ярославской области в 2016 году составила около 37 тысяч рублей, по «Рыбинскэлектротранс» – 20 тысяч рублей.
– На совещании у главы Рыбинска была положительно отмечена работа маршрутных такси, которые в сильные морозы не выбивались из графика.
– Мелкие перевозчики, а это как раз маршрутные такси, в отличие от нас имеют небольшое количество поездок и в общем пассажиропотоке не так заметны. Они в состоянии легко подстраиваться под потребности пассажиров, меняя график движения. Они работают по тарифам, которые обеспечивают им высокую рентабельность по сравнению с перевозчиками, которые работают по регулируемому тарифу.
– Но, наверное, вы сочтете объективной критику, что троллейбусный парк нуждается в обновлении. Некоторые троллейбусы выглядят ну очень непрезентабельно.
– Троллейбусы выходили из строя в 30-градусные морозы не из-за изношенности. Сильный мороз и высокая влажность, обусловленная испарением воды в Волге, которая в городской черте не замерзает из-за работы Рыбинской ГЭС, способствуют образованию конденсата, негативно влияющего на работу электросистемы троллейбусов. Поэтому в январе возникли проблемы с выходом машин в рейсы.
Справедливости ради следует сказать, что часть троллейбусов действительно нуждаются в замене. Но взять и заменить разом старые троллейбусы на новые машины не получится опять-таки из-за отсутствия финансов.
– Однажды вам все-таки удалось массово заменить старые троллейбусы.
– В 2006 году троллейбусное управление выиграло суд у Минфина РФ. Речь шла о многомиллионном долге по выплате компенсации из госбюджета за перевозку федеральных льготников. Тогда удалось существенно обновить парк: мы приобрели 20 троллейбусов, еще десять капитально отремонтировали, запустили систему навигации, заасфальтировали площадку отстоя в троллейбусном парке. За время работы в качестве частного предприятия – в 2012 году муниципальное троллейбусное управление было приватизировано и вошло в состав Вологодской холдинговой компании в качестве ОАО «Рыбинскэлектротранс» – мы приобрели 20 новых машин по кредитам и лизингу.
– Получается, что приватизация пошла во благо рыбинскому троллейбусу?
– В чем-то это была вынужденная мера, так как в тот период шла речь о том, чтобы ликвидировать троллейбусное управление. Между тем в Вологде успешно работало акционированное троллейбусное управление в составе Вологодской холдинговой компании. Ее руководитель с интересом воспринял предложение приобрести акции нашего троллейбусного управления, 100-процентным владельцем которых была городская администрация. В результате сделки купли-продажи пакета акций в бюджет Рыбинска поступили 126 миллионов рублей.
– Говорят, что у вас есть особый талисман – «Золотая колесница», которая обеспечивает троллейбусному управлению успех.
– Это не талисман, а награда за участие в Международном конкурсе среди транспортных предприятий в 2013 году. ОАО «Рыбинскэлектротранс» стало лауреатом в номинации «Национальная транспортная компания года» На Международную премию «Золотая колесница» нас номинировали Государственная Дума и Министерство транспорта РФ.
Приятно иметь такую награду. Но думать нужно не о достигнутом, а о перспективах. Замена старых троллейбусов на новые в перспективе ожидается. Но только не в этом году. До 2018 года нам нужно рассчитаться за машины, приобретенные по лизингу. Тогда и будем думать о дальнейшем обновлении троллейбусов.
Опрос, проведенный администрацией Рыбинска, показал, что пассажиры предпочитают троллейбусы за экологичность этого вида общественного транспорта, наличие большого количества низкопольных троллейбусов, меньшую стоимость проезда, наличие льготной услуги «Рыбинскэлектротранса» – студенческого проездного. Оппоненты, отдавшие предпочтение автобусам, подчеркивали мобильность автобусных маршрутов, возможность обслуживания отдаленных городских районов. Приоритет автобусному сообщению отдали 115 рыбинцев.
Официальная статистика констатирует: в 2016 году ПАТП №1 перевезло 16018 тысяч пассажиров, ОАО «РЭТ» — 12694 тысячи человек. Поскольку опрос является одним из способов сбора информации о работе транспортных предприятий города, мнение горожан будет учтено при возникновении необходимости оптимизации сети маршрутов социального общественного транспорта.
Подготовил Александр СЫСОЕВ