В парк Рыбинского аэроклуба вернулся Як-52. Этот двухместный самолет воспитал не одно поколение летчиков-асов. Скоро и у горожан появится возможность полетать на легендарном 52-м.
На стоянке аэродрома «Южный» самолет Як-52 заметно отличается от своих собратьев – новый, с ярко-красными крыльями и традиционными советскими звездами. Инженер авиационной службы авиатехник Михаил Румянцев осматривает все системы. А для того чтобы самолет поднялся в небо, нужна серьезная предполётная подготовка. Это медицинский осмотр пилотов, запрос метеообстановки в районе полетов, заправка горючим, обеспечение периметра безопасности для взлета.
Минута рулежки – и Як-52 уже стоит на взлетной полосе. Получив от руководителя полетов согласие на взлет, самолет взмывает в небеса.
За полетом останавливаются понаблюдать проходящие неподалеку любознательные дачники. Да и есть чему удивиться – Як-52 выполняет сложнейшие элементы пилотажа. Самолет делает всевозможные вертикальные фигуры с вращениями, бочки на угле, различные «штопора» — вращаясь, несётся вниз и в считанных десятках метров от земли вдруг выравнивается и взмывает вверх. Равнодушными к такому действу остаются лишь пасущиеся вдалеке коровы, для них гул самолетов стал привычным явлением.
Год назад самолет Як-52 вернулся в Рыбинский аэроклуб после капитального ремонта стоимостью почти три миллиона рублей, который проходил на Шахтинском авиационно-ремонтном заводе. Возможность выполнять полеты появилась только сейчас. После трагедии под Челябинском в 2016 году с таким же самолетом полеты на Як-52 были приостановлены по всей России. Также требовалось оформить необходимые документы, провести тщательную проверку технического состояния и летной готовности на земле, провести облет. Теперь всё это позади, и на самолете уже проходят учебно-тренировочные полеты.
За штурвалом Як-52 давний друг аэроклуба Ясави Хазипов – летчик-спортсмен, мастер высшего пилотажа. Впереди у него серьезные соревнования – чемпионат России по высшему пилотажу в Серпуховском АСК, который может стать пропуском на чемпионат мира. Спортсмен начинал полеты с летчиком-виртуозом Рыбинского аэроклуба Сергеем Шабалковым, погибшим в автокатастрофе в июле 2005-го. Сейчас Ясави Тагирович и сам является мастером спорта, победителем и призером многих российских и зарубежных соревнований высшего пилотажа и для тренировок считает Як-52 незаменимым помощником.
– Самолет после ремонта нужно облетать, поэтому сейчас используем его в щадящем режиме, по специальной программе, – рассказывает Ясави Хазипов. – В этом режиме скорость быстро теряется, сложно делать некоторые фигуры.
Як-52 – универсальный самолет: он подходит для первоначального обучения, учебно-тренировочных и соревновательных полетов. Машин такой модели осталось очень мало, серия выпущена в 1991 году, а соревнования по лиге Як-52 проходят именно на этих машинах. Самолет отвечает всем требованиям, предъявляемым к аппаратам этого класса, – прочный, надёжный, выдерживает большие нагрузки.
Спортсмен самостоятельно оплачивает свое обучение. Это большая помощь, ведь финансовое положение аэроклуба тяжелое, в парке самолетов осталось только две машины в рабочем состоянии.
Совсем скоро начнутся тренировочные полеты по специальной программе ввода летчиков в строй. Она позволит пилотам обучать летчиков-курсантов, отрабатывать навыки пилотирования, а также совершать обзорные полеты. Тогда и горожане смогут приобщиться к завораживающему миру высоких скоростей и бешеных трюков, испытав незабываемые ощущения в захватывающем полёте на Як-52. Возможно, после таких полетов у многих экстремалов появится новое увлечение, и они захотят развить его профессионально, став в будущем новыми выдающимися спортсменами.
Рыбинский аэроклуб воспитал не одно поколение чемпионов. Денис Добряков – абсолютный чемпион мира по парашютному спорту, нынешний глава Рыбинска, Нина Желтухина – чемпионка России по вертолётному спорту, Татьяна Осипова – двукратная абсолютная чемпионка мира, единственная женщина на планете, которая смогла два раза подряд завоевать этот титул. Татьяна погибла во время тренировки при крушении вертолета МИ-8. В Рыбинске с 2000 года проходят соревнования по парашютному спорту, посвященные ее памяти. В этом году чемпионат такого уровня пройдет уже в 17 раз.
Большой гордостью Рыбинского аэроклуба является российский космонавт-испытатель Алексей Овчинин. Не все знают, что он учился летать именно на Як-52.
О том, как это происходило, хорошо помнит человек, больше 40 лет посвятивший аэроклубу, — Виктор Матвеевич Веселов.
– Алексею было 16 лет, когда он впервые начал летать, – вспоминает Веселов. – Тогда, в советские годы, существовала специальная программа летной подготовки, куда проходил спецнабор учеников 9 классов. К нам приезжали ребята со всей области. Эта программа была довольно интенсивная, идентичная программе, преподаваемой в военном училище. Я тогда руководил полетами, отвечал за штурманскую подготовку. Алексей отличался своей целеустремленностью, дополнительно занимался авиамоделизмом. Был авиатором до мозга костей. Аэроклуб сыграл в его жизни основную роль.
Вполне возможно, что авиаспорт в Рыбинске вновь обретет былую популярность, а среди воспитанников появятся и другие космонавты, и новые чемпионы. А те, кто не рискнет сесть в кабину лихача ЯК-52, вскоре смогут понаблюдать за его виражами с земли. Предполагается, что в День города Рыбинский аэроклуб вновь подарит рыбинцам и гостям возможность насладиться фигурами воздушной акробатики.
Наталия КОЛЕСОВА
Фото автора