13-го января состоялась заключительная встреча в рамках проекта «Старая Пироговка или память музейных палат», где посетители музея узнали о том, что происходило в стенах этого здания после того, как Пироговка перестала быть больницей.
От безвременья к новизне
Больничная страница истории здания современного Рыбинского музея-заповедника была перевернута в 1981 году, именно тогда эти стены перестали быть местом излечения хворей и недугов. Пироговка сменила прописку, и все здесь опустело.
Зданию на тот момент было уже далеко за 60 лет, износ составлял порядка 80%. Памятуя о перестройках, которое оно претерпело и об изначально неудобной архитектурной планировке, можно предположить, что новых постояльцев нынешний музей обрел не скоро. Так и произошло.
Оксана Гожалимива, руководитель проекта:
— Целый год после того, как здесь перестала функционировать больница им. Н.И. Пирогова, здание пустовало. Здесь были заколочены окна и двери. В то время, к счастью, асоциальных элементов в его стенах не появилось. В это время проводились подсчеты, которые определили, что на капитальный ремонт требовалась астрономическая по тем временам сумма — 625 тысяч рублей.
Новый хозяин
Не каждая организация смогла бы «потянуть» такие расходы на то, чтобы привести это монументальное здание в порядок. Нужно было заказывать проект, а он стоил не малых средств.
Именно в это время состоятельный Рыбинский речной порт, способный понести такие затраты, стал хозяином этой жемчужины рыбинской архитектуры. Произошло это в 1982 году.
Стоит отметить, что в то время в порт был в значительно более успешной стадии своего развития, нежели сейчас. В 50-е годы был построен уникальный дебаркадер, который был одним из первых в СССР. Строили его у нас в городе на заводе, который располагался в месте, где Шексна впадает в Волгу. Сегодня подобные дебаркадеры, весящие более 700 тонн, сохранились в Ярославле и Костроме, а наш «красавец-поплавок» сгорел в 2011 году.
В 80-х в Рыбинске начался процесс укрепления берегов. Было решено сделать стационарный речной причал. Для этого был заказан проект в Ленинграде, именно в него вошла и перепланировка здания нынешнего музея.
Процесс проектирования шел не быстро и занял долгие 4 года. Так в здании появились ресторан, залы ожидания, гостиничные номера, кассы и даже кухня. Чтобы публика не скучала приняли решение сделать эстраду на балконе большого зала, где должен был играть оркестр.
Оксана Гожалимова:
— В это время были заказаны две огромные хрустальные люстры для большого зала, которые спроектировали в Ленинграде. Каждая из них имела два яруса, и 164 светильника украшали зал своим торжественным светом. Плафоны изготавливались на заводе Гусь-Хруста́льный во Владимирской области.
Но время шло, благосостояние Рыбинского порта год от года становилось все хуже, в его жизни наступили не самые лучшие времена. Стало понятно, что речной вокзал в этом здании содержать не получится в силу слишком внушительных затрат.
Именно в это время было принято решение, что эти стены скоро станут музейными.
Полуторагодичный переезд и щедрый подарок
Музей на тот момент располагался по соседству в здании «Мучного двора», который находился через дорогу. Предполагалось, что на переезд и создание новой экспозиции займет не более 6 месяцев. Но это были слишком оптимистичные планы.
— В музее имелось 120 тысяч единиц хранения, которые требовалось перевезти и разместить. Кроме того, строители на 1,5 года растянули ремонт , в итоге торжественное открытие Рыбинского музея-заповедника состоялось 18 декабря 1993 года, — рассказала руководитель проекта.
А люстры, которые были заказаны прежним хозяином и являлись настоящим произведением искусства, были в 1992 году переданы в дар музею портом. Их стоимость на тот момент составляла 60 тысяч рублей.
Не лишним будет отметить, что помещения под музейные залы переделывались. В большом зале проектировщики из Москвы предлагали воплотить замысел организации пространства по типу корабля с возвышением по центру зала, но они со своим проектом не одержали верха в силу его высокой стоимости. В итоге залы делали ярославские и рыбинские архитекторы и проектировщики.
Интересное соседство
Стоит отметить, что на протяжении 70-х здесь базировался и штаб управления Гражданской обороны, прежний аналог современного МЧС. Для работы этой организации были отданы часть подвальных помещений. Имелась отдельная входная дверь, будка для связи и оповещения.
— Десять лет музей еще жил совместно с Гражданской обороной, только 1 января 2000 года управление этой организации сменило место своей дислокации, пояснила Оксана Гожалимова.
В этом году исполнится 25 лет с того момента, когда это здание стало музеем. Теперь после серии встреч в рамках проекта люди узнали, что это здание, хранящее более, чем вековую историю, является настоящим проводником во времена наших предшественников. «Старая Пироговка» за это время стала настоящим глотком воздуха для тех, кто не равнодушен к своему городу, кто хочет знать его богатую палитру имен и событий.
Проект получился, без сомнения. На последней встрече в числе слушателей были многие из тех, кто пришел сюда на самый первый разговор и остался до конца, а это бывает далеко не часто. Хочется выразить восхищение таланту руководителя проекта Оксаны Гожалимовой, которая смогла не просто поднять такой огромный пласт информации и рассказать нам обо всем, но сделала это так, что, покидая зал после последней встречи, стало даже печально от того, что все закончилось. Хотелось бы еще.
На этом сюрпризы от Рыбинского музея-заповедника и его работников не закончились, уже осенью здесь будет организована выставка истории музея.
Она обещает быть очень информативной и вместе с тем не шокирующей. Больничная тема — сложная и не у всех есть желание ворошить эти страницы своей жизни. Именно поэтому перед организаторами стоит задача максимально деликатно подойти к формированию экспозиции. Сомнений нет — у них все получится.
Анна Митряшова, фото автора