Мария и Даша Кондрашовы из Рыбинска, перебирая вещи в доме бабушки, обнаружили интересные старинные открытки. Отправить их в мусорный контейнер просто не поднялась рука — дети с «ангельскими лицами», изображенные на открытках, впечатлили бы даже самого черствого» человека. Поиски автора этих шедевров увлекли маму и дочку настолько, что они стали по крупицам собирать интересные факты их создания. Как оказалось, авторство шестнадцати открыток принадлежит русской художнице конца ХIХ—начала ХХ века Елизавете Бем. Ее детство прошло в имении родителей — сельце Щепцово Пошехонского района.
Даша Кондрашова — ученица четвертого класса лицея № 2. Каждый год ученики этой школы готовят научные работы, с которыми ездят в Обнинск. Над новой темой раздумывать Даше долго не пришлось. За основу работы они с мамой Марией взяли открытки, найденные у бабушки. Но только на докладе решили не останавливаться, а, словно детективы, отправились искать дополнительную информацию.
— Откуда у нашей бабушки появились эти открытки, она уже не помнит. Вероятно, ей их кто-то подарил или перепродал в девяностые годы. Открытки старые, использованные. Кому и от кого они были направлены, до сих пор неизвестно. На некоторых можно прочитать поздравление с Днем ангела. На других разобрать текст достаточно сложно, — рассказывает Мария Кондрашова. — У нас была задача узнать, определить виды открыток и являются ли они авторскими. Мы показали найденные нами открытки школьному педагогу Надежде Давыдовой — нашему идейному вдохновителю. Она посоветовала обратиться за информацией в городской музей. Мы не знали, кто автор открыток, и поначалу думали, что эти изображения принадлежат кисти разных художников. Но в музее нашу версию опровергли и сказали, что все открытки принадлежат одному автору — Елизавете Бем, уроженке Ярославской области. В деревне Щепцово Пошехонского района находилось ее родовое имение. На каждой открытке есть клеймо, на которое мы сначала даже не обратили внимание.
Именно с этого места и решили начать свои поиски мама и дочка Кондрашовы. Находясь в имении Эндауровых, Елизавета Бем иллюстрировала произведения многих русских авторов, сценки из крестьянской жизни, увлекалась. Особое внимание она уделяла детям, поэтому на ее картинах в основном их портреты.
— Говорят, что она приезжала сюда каждое лето. Образы детей, которые изображены на ее открытках, рисовала здесь. Она наряжала их в различные наряды, за конфеты и пряники они ей позировали, — рассказывает Мария. — Этим летом мы сели в машину и отправились на место ее усадьбы. Мы надеялись, что нам удастся узнать что-то новое про нее и открытки, а также посмотреть, сохранилась ли сама усадьба. Мы останавливались, спрашивали прохожих. Но, доехав до деревни Колодино, поняли, что дальше на машине не проехать. Пройти можно было только пешком, потому что везде были овраги. От усадьбы остались лишь фундамент, парк и сад. Нас впечатлила красота этих мест. Благодаря отзывчивым местным жителям нам удалось познакомиться с человеком, который тоже интересуется историей деревни Шепцово. От него мы узнали, что здесь и, правда, находилась усадьба Бем.
Найденные семьей Кондрашовых открытки принадлежат к акварельному жанру. Этой технике рисования Елизавета Бем отдавала предпочтение многие годы. Она тонировала бумагу, делая у нее неровные края, создавая иллюзию пергамента, чаще всего использовала охристый колорит, акварель совмещала с белилами, золотом, серебром, придавая этим некоторую декоративность. Отличительных черт у автора было много. Надписи со смыслом на лицевой стороне рисунков — одна из них.
— На каждой нашей открытке написаны пословицы и поговорки. Нас очень заинтересовало, для чего она это делала. Нам удалось узнать, что Елизавета Бем чтила русские традиции и несла их в крестьянские массы для того, чтобы они просвещались и не забывали свои русские корни, — рассказывает Мария Кондрашова. — На каждой из открыток есть эмблема издания, под которым они выходили. Нам удалось узнать, что некоторые из открыток принадлежат «Обществу Святой Евгении». Оно было образовано для помощи старым сестрам милосердия, которые после войны остались без работы. Это общество их поддерживало. Другие открытки принадлежат питерскому издательству «Ришар». Зная это, можно примерно рассчитать даты их создания. Ведь сама художница никогда не датировала свои изображения.
Школьница Даша любит разглядывать уникальные находки. Она сама занимается рисованием, да и вряд ли кого-то могут оставить равнодушным миловидные лица маленьких детей с кудрявой копной. У Даши есть и любимая открытка с изображением мальчика за партой, которая была нарисована по рассказу Антона Чехова «Ванька».
— Я читала этот рассказ. Мне он очень понравился. Мальчик, которого изобразила художница, красивый, — рассказывает Даша. — Раньше я мало знала пословиц и поговорок, но, разглядывая эти открытки, многие узнала и запомнила. Понравилась мне и наша поездка с мамой на родину художницы. Мы познакомились с интересными людьми. А еще там очень красиво.
Несмотря на то, что было проделано много работы, вопросы по открыткам все же остались. За ответами на них представительницы семьи Кондрашовых поехали в Ярославль, где на днях открылась выставка Софьи Чапкиной-Руга «Волшебный мир Елизаветы Бем». На протяжении нескольких лет искусствовед занимается изучением творчества талантливой художницы.
— Она многое рассказала, что, безусловно, нас порадовало. Это помогло нам сложить пазлы в общую картину. У нее мы приобрели книгу о Елизавете Бем, — рассказывает Мария. — На обороте наших открыток содержатся послания. Теперь мы хотим узнать их авторов и адресатов. Хочется найти людей, может быть, и в нашем городе, кто интересуется открытками или творчеством Елизаветы Бем, чтобы совместными усилиями узнать еще много интересного.
Елизавета Бем (в девичестве Эндаурова) — русская художница и иллюстратор. Работала над созданием книг и альбомов для детей, эскизами для производства стеклянной посуды. Ее работы получали медали международных выставок в Париже, Милане, Мюнхене. Умерла в 1914 году. Похоронена в Санкт-Петербурге.
Алена Языкова