Киноклуб «Современник» открыл юбилейный сезон фильмом супругов-режиссеров Алексея Чупова и Наташи Меркуловой. 13 января в большом зале ОКЦ они представили рыбинцам картину «Человек, который удивил всех».
В Рыбинск режиссер Алексей Чупов приезжает во второй раз. Несколько лет назад он показал членам и посетителям киноклуба полнометражный фильм «Интимные места». Это была первая работа супружеского дуэта. В этот раз они предложили зрителям поразмышлять на темы жизни и смерти, смирения и безграничного желания жить, слабости духа и силы воли. После просмотра рыбинцы смогли высказать свое мнение и поговорить с режиссером о фильме и его героях.
Мнения, как это часто бывает, разошлись. Одни увидели фильм о настоящей любви и крепких семейных отношениях, другие — картину о желании жить вопреки обстоятельствам. Но нашлись и те, кто пытался разглядеть скрытый смысл: гомосексуализм, провокацию онкологических больных и даже глумление над христианством.
— Это же очень хорошо, когда у людей возникают разные ощущения после просмотра. Не всегда вкладываются режиссерами те смыслы, которые люди воспринимают. И это прекрасно. На наш взгляд, кино — это не проповедь, авторское кино — это скорее сеанс сложности, где люди приходят для того, чтобы получить пищу для размышлений. По поводу нашего фильма было высказано много версий, и на встречах со зрителями нас спрашивают, что же мы все-таки имели в виду. Я считаю, что нет смысла разрешать такие споры и указывать дидактически то, что мы хотели сказать. Каждый увидел свой смысл. У нас был в фильме фрагмент, в котором, как нам показалось, объяснялся смысл в разговоре двух персонажей, но мы решили его убрать, чтобы это не было слишком прямолинейно, — рассказывает Алексей Чупов. — Моя жена Наташа закладывала в этот фильм тему контроля. Нельзя все держать под контролем, иногда нужно уметь отпускать. Ведь зачастую этот контроль нас губит. Мне же была интересна тема, насколько далеко может зайти человек в битве со смертью. Конечно, мы предполагали, что люди найдут различные трактовки.
Снимать новый фильм планировали в Сибири. Авторы хотели передать сельский быт, сибирский шаманизм и глушь северных лесов. Но бюджет фильма не позволил реализовать задуманное, поэтому остановились на Тверской области. Съемки прошли в деревне Каблуково.
— Наташа была расстроена тем, что мы снимали не в Сибири. В результате в тверском лесу мы по кусочкам собирали Сибирь. Дом, в котором живут герои, с парадного входа обычный, с наличниками на окнах. Поэтому мы оборудовали его с задней стороны, где одни бревна, сарай и огород. Он стал похож на сибирский дом, — рассказывает режиссер.
Идеей для создания нового фильма послужили детские воспоминания Натальи Меркуловой.
— Моя жена родилась и выросла в сибирской деревне, практически в такой же, как показана в фильме. Она провела там детство. Весь быт сибирской семьи списан с ее воспоминаний. Отец героини, которого сыграл Юрий Кузнецов, списан с Наташиного дедушки Коли, — рассказывает Алексей. — Живя в Сибири, Наташа слышала историю о том, что один человек пытался вылечить рак. Он ушел жить в лес и представлял себя женщиной, чтобы обмануть смерть. Чем закончилась история, неизвестно. Когда мы стали супругами, она рассказала мне эту историю. Так родился сюжет к фильму, — говорит Алексей Чупов.
Режиссеры воспроизводят в фильме вымышленную историю про селезня, который в страхе от приближающейся смерти прячется среди уток. Ее сибирская шаманка рассказывает главному герою. Так в фильме появляется человек, который удивил окружающих, — переодетый в платье, с накрашенными губами и сумкой на плече мужественный егерь из Сибири. Такой персонаж в сельской местности, где мужики в фуфайках и резиновых сапогах с папиросой в зубах и сельским матерком, вызывает чувство отвращения. Почему этот максимально закрытый и гордый человек вдруг решился надеть колготки и платье, так и останется для всех окружающих загадкой до конца фильма.
Главным было не переборщить с перевоплощением героя, считает режиссер. Поэтому приняли решение отказаться от яркого мейкапа и париков.
— К выбору актеров мы всегда подходим очень серьезно. В этот раз кастинг шел долго, потому что перед нами стояла непростая задача. Нам было необходимо, чтобы герой, который появляется на экране, во-первых, не вызывал никаких сомнений в том, что это сильный мужик, и, во-вторых, чтобы он мог перевоплотиться и показать женственность. Изначально было очень сложно найти такого актера, потому что, те, которые приходили на кастинг, могли играть либо первую часть, либо вторую. И последних было большинство. Мужественных актеров без примеси чего-то женского мало, — рассказывает Алексей Чупов. — Евгений Цыганов очень много работал над собой. Ему даже пришлось похудеть. И когда искался для него женский образ, то сначала пробовали с париком, макияжем, но нам это не очень нравилось, потому что получался трансвестит. И это было не то, чего нам хотелось достичь в фильме. Он проделал большую работу, чтобы показать то, что мы хотели.
После перевоплощения главный герой принимает «обет молчания» и не произносит до конца фильма ни одного слова. Лишние объяснения здесь и не нужны. Слова могут обернуться против него. Просто бери и делай. В неведении остается и жена Наташа, роль которой сыграла Наталья Кудряшова. Однако это ей не помешало принять его таким, пусть и не сразу.
— Принятие без понимания — это, наверно, и есть высшая форма любви и терпимости, — считает режиссер.
Сегодня тема онкологии настолько актуальна, что стала привычной для общества. Только кто-то готов сложить руки и лечь в гроб, а кто-то пойти на неординарные меры. Почему бы и нет? Тем более когда на кону еще полжизни и любимая семья.
Наталья Карпова:
— Это тот фильм, после которого невозможно сразу сделать какие-либо выводы. Я даже не могу определиться со своими эмоциями. После просмотра хочется посидеть, поразмышлять над действиями главного героя. В целом фильм мне очень понравился. Весь фильм я просидела в напряжении и вздохнула первый раз только тогда, когда он закончился.
Алексей Широков:
— Меня никак не тронуло то, что мужчина, пытаясь спасти себя и боясь за свою семью, готов на такие неординарные поступки. А как бы поступили мы в этой ситуации? Кто-то готов умереть мужиком, кто-то нет. Я не готов судить главного героя. Фильм интересный, в котором невозможно было предугадать финал.
Борис Крейн:
— По-моему, фильм «умственный», в нем более или менее ясно читается умысел, о котором можно много рассуждать, но не сопереживать. Он четко вписывается в череду — если не сказать «сериал» — российского арт-хауса, продолжая «Нелюбовь», «Сердце мира»… Основные персонажи таких картин скорее привлекают умеренное внимание, чем рождают душевный отклик. Здесь, например, единственный, кто вызывают сочувствие, — это Наталья, жена героя, обаятельно сыгранная Натальей Кудряшовой. Перелом бытового сюжета в трагифарс, снимая житейские мотивировки, должен убеждать логикой иносказания.
Алена Языкова